Конспект образовательной деятельности "ГЖЕЛЬ"

Холдарова Лилия Мунировна

Конспект интегрированой образовательной деятельности в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (Рисование по мотивам гжельской росписи с элементами развития речи через театрализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_2012g.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

      Западное окружное управление образования

     Государственное образовательное учреждение

                              Детский сад № 2569

Конспект открытой, интегрированной образовательной деятельности в старшей группе № 6.

Тема «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА» (Рисование по мотивам Гжельской росписи с элементами развития речи через театрализацию.)

                                         

                             (ФОТОГРАФИЯ СКАЗОЧНОЙ ПТИЦЫ)

                                                                     Составила воспитатель

                                                                     Холдарова Лилия Мунировна

                                    Москва – 2012г.

ЦЕЛИ: Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, к быту, обычаям России. Продолжать знакомить детей с народным творчеством Гжели. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. На основе полученных впечатлений, предложить нарисовать образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы гжельской росписи ( точки, веточки, цветы, листья, сеточки, завитки, травинки). Научить сочетать дугообразные петельные линии с мазками и точками. Учить выполнять узор путем наложения краски. Расписывать готовую форму, используя приемы кистевой росписи. Закреплять навыки рисования всей кистью. Рисовать крупные и мелкие элементы узора. Развивать мелкую моторику пальцев.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Вырезанный заранее силуэт птицы; синяя гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, клеенка, палитра; таблица с элементами гжельской росписи, наглядно-дидактическое пособие «Гжель»; иллюстрации сказочных птиц, колокольчик, музыкальное сопровождение. Костюм русской мастерицы для воспитателя.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Знакомство с историей гжели. Рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства. Рассматривание изделий гжельских мастеров, открыток. Изучение элементов гжельской росписи на предыдущих занятиях.

ХОД ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ВОСП: -Ребята, отгадайте загадку:

«Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры

Тонко вывела рука!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!»

ВОСП: -О какой росписи здесь говориться?  

ДЕТИ: -О Гжели.

Читает стихотворение первый  ребенок:

«Сине-голубые розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре синяя капель.

Это называется просто роспись Гжель.»

Читает стихотворение второй ребенок:

«Бело-синее чудо

Соловьиная трель

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель!»

Звенит колокольчик ( Приход сказочного героя- мастерицы, воспитателя который и будет вести образовательную деятельность).

ВОСП: - Здравствуйте, ребята!

-Я Мастерица!

-Ребята, мы с вами, сегодня отправимся в страну, в которой живут сказочные птицы. Они все разные, не похожие друг на друга.

-Ребята, скажите, каких сказочных птиц вы знаете? Я буду показывать иллюстрации, а вы будете их называть.

Показываю иллюстрации:

«Жар-птица», «Золотой петушок», «Павлин», «Гадкий утенок», «Волшебные голуби».

ВОСП: -Ребята, а чем отличаются сказочные птицы от простых, обычных птиц?

Ответы детей:………

ВОСП: -А что у них общего?

Ответы детей: (крылья, клюв, лапки, перья и т.д.)

ВОСП: -Ребята, а давайте мы с вами вспомним сказки в которых есть сказочные птицы. Но прежде, чем вы ответите, послушайте мелодию (здесь можно использовать любую композицию из сказки где есть сказочные птицы)

После прослушивания композиции дети  дают ответы по сказкам: «Голубая птица», «Конек-горбунок», «Волшебные голуби», «Кукушка», «Птица счастья», «Гадкий утенок», «Золотой петушок».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

«Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

(плавное раскрывание пальцев, помахивания руками перед собой и плавное опускание их).

ОБЬЯСНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА:

ВОСП: А теперь вернемся к нашей сказочной Гжели. Посмотрите на эти иллюстрации.

-Почему же гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного? Каким цветом пишут ее?

Ответы детей: -Синим.

ВОСП: -А как еще ее называют?

«Бело-голубое или синее чудо»

«Соловьиная трель»

«Нежна гжель, как ясное небо, как белая лебедушка».

-Ну,  конечно же, в первую очередь – это необыкновенный цвет! Он всегда бело-синий – яркий. Буд-то колокольчик,  на морозе звенит (звеню колокольчиком).

-Я предлагаю вам сегодня украсить сказочную птицу декоративной росписью Гжель. Ребята, вы уже знакомы с гжельской росписью. На занятиях рисования вам рассказывали историю, изучали элементы гжельской росписи (точки, веточки, листья, цветы, сеточки, завитки, травинки). Вы расписывали посуду (тарелочки, ложечки).

-А теперь вспомним:

-Художник ведет кисточку с одной единственной краской.

-Какой?

Ответы детей: -Синей.

ВОСП: (У меня в руках кисть с краской и прямо показываю)

-То слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то со всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком. (Вспоминаю с детьми  о характерных особенностях гжельской росписи).

Показываю таблицу с элементами гжельской росписи.

(Напоминаю, что гжельская роспись рисуется сразу кистью без предварительного рисунка карандашом, при этом кисть необходимо держать тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа. Лист (силуэт) можно вращать так, чтобы рука с кистью находилась в удобном положении.)

-Ребята, посмотрите, я вам покажу, как можно украсить птицу.

(Показ воспитателя на силуэте птицы. Затем убираю образец и остается только таблица с элементами Гжельской росписи).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ВОСП: - А теперь, ребята, вы будете художниками. У вас на столах есть силуэты птиц и синяя краска, кисти, палитра. У каждого получится своя сказочная, диковинная птица.

Включить музыкальное сопровождение.

(Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа воспитателя с детьми на силуэте-показе в руках).

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

ВОСП: -Ребята, у нас получилась целая стая, диковинных, сказочных птиц. Давайте мы их рассмотрим. Какие они красивые, один другого сказочнее. А как хорошо вы передали характер Гжельской росписи.

«Ой, вы, гости дорогие!

У нас птицы расписные.

Писали их, старались!

Подарить вам собирались!»

-Дорогие гости, в холе мы с ребятами для вас организуем выставку наших сказочных птиц.

-Спасибо, ребята, что порадовали меня своим творчеством, молодцы! Спасибо гостям за внимание. До свидания!