Предметно - развивающая среда в группах раннего возраста

Дворникова Валентина Леонидовна

Презентация из опыта работы методического объединения "Новые подходы в воспитании детей раннего возраста". В ней представлен опыт  воспитателй, слушателей МО по созданию предметной среды в группах раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kopiya_prezentaciya_sreda.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая среда для детей в группах раннего возраста Видеопособие МО "Новые подходы в воспитании детей раннего возраста" п. Умба 2010 год

Слайд 2

Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Слайд 3

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет). Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Слайд 4

Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды».

Слайд 5

Задачи развивающей среды Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие; Создание условий для развития личности; Приобщении детей к общечеловеческим ценностям; Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

Слайд 6

Компоненты развивающей среды Социальный компонент Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями. Пространственно- предметный компонент Интегральная среда для всестороннего развития ребенка Психодидактический компонент Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребёнка

Слайд 7

Основные принципы построения развивающей среды 1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии - ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенко 2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды 3. Принцип стабильности – динамичности - ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. 6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами 7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру. 8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития».

Слайд 8

Для детей раннего возраста основными направлениями развития являются: смена ведущих мотивов деятельности; развитие эмоционально-делового и предметного общения; развитие и активизация общих движений; развитие предметных действий и предметной деятельности; развитие наглядно-действенного мышления; интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи; овладение различными навыками в процессе подражания; становление представлений о себе; формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности; активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании собственных достижений; закрепление навыков самообслуживания; развитие внутренней речи.

Слайд 9

4 основных вида деятельности ребенка: игровая; продуктивная; познавательско-исследовательская; двигательная.

Слайд 10

Развивающая среда групп раннего возраста в д/с № 5. Ясли. Дидактический стол в группах раннего возраста незаменим. В одном месте сконцентрированы разного рода игрушки и материалы, разные по направленности развития действий ребёнка.

Слайд 11

Многофункциональное пособие - самолёт Используется как игровое оборудование для сюжетно -отобразительной игры, а также как оригинальная и удобная полочка для размещения пособий.

Слайд 12

Уголок конструктивной деятельности Многообразие конструкторов и их удобное размещение делает эту зону для детей очень привлекательной.

Слайд 13

Рациональное размещение игрушек позволяет ребёнку беспрепятственно выбирать те из них, которые интересны малышу в данный период времени. Очень важно учитывать разнообразие игрушек, их фактуру, размеры, назначение.

Слайд 14

Играем с куклами. В этой игровой зоне ребёнок постигает азы взрослой жизни. Чем больше материала для обыгрывания – тем больше смоделированных самостоятельных жизненных ситуаций. Как интересно ребёнку выполнять роль взрослого. Это вселяет в него уверенность, учит «взрослой» жизни

Слайд 15

Дети раннего возраста любят все игрушки, которые гремят, звенят, шумят. Взрослым это порой представляет неудобство, но тем не менее, все эти шумные игрушки развивают малыша. Поэтому необходимо в группе раннего возраста найти место для расположения детских музыкальных инструментов. Не лишним будет создание мини – костюмерной, или уголка ряжения. Это придаст не только своеобразие воспитательному процессу, но и позволит маленькому ребёнку самостоятельно решать некоторые вопросы.

Слайд 16

Художественно – речевая зона Книжный уголок соседствует с уголком «шумовых» игрушек. Наполнение книжного уголка разнообразят внесение разного рода театров. Отлично, когда в группе имеется и используется музыкальный центр. Творческая деятельность берёт начало в раннем возрасте. Музыка, литература способствуют развитию творческих способностей.

Слайд 17

Уголок двигательной активности Мобили, машины не только помогают организовать сюжетно -отобразительную игру, но и служат в раннем возрасте дополнительным средством в стимулировании движений. Использование массажных ковриков и нестандартного спортивного оборудования формирует интерес к занятиям физкультурой.

Слайд 18

Первая младшая группа В этой группе на большой и вместительной полке компактно собраны многие мини – зоны. Некоторые из них требуют непосредственного обращения детей к педагогу.

Слайд 19

Музыкальные инструменты, театральные фигурки, изобразительные средства – формируют творческую деятельность ребёнка 3-го года жизни.

Слайд 20

Уголок сенсорного развития Пособия на любой вкус – пирамидки, вкладыши, втулочки, кнопочницы, шнуровки. Всё это развивает ручную умелость, способствует обогащению сенсорного опыта.

Слайд 21

Уголок двигательной активности Спортивное оборудование должно быть расположено в зоне досягаемости ребёнка. Очень удачно в данном случае подобраны яркие, лёгкие корзины, где лежат мячи, кольцебросы, кегли. Многофункциональные коврики, сделанные руками педагогов незаменимы в массировании стоп ног.

Слайд 22

Художественно – речевая зона Уголок релаксации, где можно спокойно посидеть и полистать интересную книжку, которую любезно по просьбе малыша подаст педагог.

Слайд 23

Рядом с книжным уголком находится зона познавательной деятельности – уголок настольно – печатных игр. За столом, накрытым красивой скатертью, в удобных креслах приятно посидеть и решить задания, которые предлагаются настольными играми. Книги, которые в своём содержании имеют задания на развитие психических процессов, также как и игры способствуют развитию познавательной сферы ребёнка.

Слайд 24

« Кукольная комната » Гостинная. Кухня .

Слайд 25

В кукольном уголке размещено пособие для игры «парикмахерская». В данном случае оно представлено как в этом качестве, так и в качестве уголка ряжения. Многофункциональность этого пособия позволяет использовать его по разным направлениям.

Слайд 26

Развивающая среда групп раннего возраста в ш/с № 1. (совхоз) Цветовая гамма, яркость красок, украшение стен также являются частью развивающей среды ребёнка, так как действуют на всестороннее развитие малыша, посредством сенсорного воспитания , формирования эстетического вкуса.

Слайд 27

Использование в оформлении группы текстильных материалов не только выполняет функцию разделения игровых зон, но и создаёт уют в помещении, создавая домашнюю обстановку.

Слайд 28

Уголок двигательной активности Насыщение уголка игрушками - двигателями, разноцветной горкой, каталками, нестандартным оборудованием стимулирует двигательную активность ребёнка, грамотное руководство со стороны педагога позволит целенаправленно и эффективно действовать на все группы мышц.

Слайд 29

Уголок «сенсорики» Дидактические пособия, находящиеся в данной игровой зоне соответствуют возрастным особенностям детей. Разнообразие их стимулирует познание ребёнка, формирует понятие о сенсорных эталонах. Сенсорные игры чрезвычайно важны в раннем возрасте, так как сенсорное развитие – фундамент умственного развития.

Слайд 30

Многофункциональность пособий Что это? Ответов много. В этом и есть большой плюс. Данный уголок позволяет разнообразить сюжетно – ролевую игру малыша.

Слайд 31

Многоплановый уголок В этом уголке объеденены разные виды деятельности – от познавательно – экспериментальной до художественно – творческой. Такое соседство не мешает в выборе малышом занятия по интересам .

Слайд 32

Игровой уголок

Слайд 33

Игровой уголок состоит из нескольких частей: кухня, столовая, комната, спальная комната. Дополнением служат коляски, манеж и другие игрушки .

Слайд 34

Развивающая среда группы раннего возраста в ш/с № 1. Ясли. Рациональное размещение игр и пособий позволяет педагогу разнообразить действия детей с предметами

Слайд 35

Пирамидки, шнуровки, разнообразные конструкторы помогают решать задачи как сенсорного воспитания малышей, так и развития мелкой моторики.

Слайд 36

Кукольный уголок, оформленный в едином стиле, воспитывает эстетические чувства, а также содержит в себе весь комплекс детской игровой мебели.

Слайд 37

Театрализованная зона для игр в группах раннего возраста стимулирует развитие речи ребёнка, благоприятно действует на формирование эмоциональной сферы.

Слайд 38

Разнообразие пособий для физического воспитания детей.

Слайд 39

Мягкие подушечки разной формы и расцветки распологают мылыша к отдыху, создают уютную атмосферу. Домик для уединения с окошечками и дверьми, как настоящий. Вот где раздолье для развития отобразительной игры.

Слайд 40

Большой выбор игрушек благоприятно отражается на психическом развитии малышей. Книжный уголок, расположенный на уровне роста ребёнка позволяет беспрепятственно осуществлять выбор понравившейся книжки.

Слайд 41

Теоретической основой для организации предметно-развивающей пространственной среды для детей раннего возраста послужили исследования Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой, Н. М. Аксариной, а также нормативные документы СанПиНа. Умело организованная окружающая среда более чем на 50:% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками

Слайд 42

Данная презентация – опыт работы педагогов групп раннего возраста: Дворниковой В.Л. Гневышевой В.А. Беловол А.С. Макаровой Н.В. Крыжопольской Н.Н. Углановой П.Ю. Пособие рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений. Составитель: Дворникова В.Л. – руководитель МО


 

Комментарии

Ильина Надежда Леонидовна

Спасибо. Теперь имею представление , как делать презентацию поданной теме.
Гущина Юлия Викторовна

Большое спасибо за такой ценный материал. Теперь исчезли все вопросы по представлению предметно-развивающей среды для проверяющих. Всех БЛАГ!