Познание. (Исследовательская деятельность, формирование целостной картины мира, конструирование)

Рассуждения об организации  исследовательской деятельности , интегрированных занятиях и проектной системе

в работе с детьми раннего  и дошкольного возраста.

Ребенок раннего возраста настоящий первооткрыватель и самый настоящих "научный деятель" Да такой, что многоногие студенты ему и в подмастерья не годятся. Каждый идет своим путем, все достижения индивидуальны и самостоятельны, никакого плагиата.  Все что происходит  для малыша это открытие, он постепенно отодвигает рамки знакомого мира вокруг. Переносит знакомые умения в незнакомые ситуации и делает самостоятельные выводы.  Простой пример малыш пытается перешагнуть  с дивана, на стоящее рядом кресло, через подлокотники, и слышит от взрослых простую, но логичную фразу: "Куда? Стой! Не иди, упадешь!" И вот он уже на прогулке, пытается "с ходу" забраться на пень, приговаривая себе: "Куда? Стой! Не иди,  упадешь!". Т.е. ребенок соотнес свои внутренние ощущения, возникающие при совершении  опасного действия, с опытом падений при их выполнении в домашних условиях и предупреждение взрослых в совершенно новую для него ситуацию. Он смог выделить опасность, и принять меры: вспомнить предостережение внешнего плана, которые слышал ранее, предупредил сам себя, а затем последовательно изменил двигательное поведение. Малыш забрался на пень на четвереньках.

Ребенок должен уже сейчас понять, что мир един,  изменяя его,  он будет изменяться сам. Игры  и конструирование с песком, водой, природным и строительным материалом, знакомство с изобразительными средствами. Не это ли простор для творческого поиска и открытий каждого дня.

 Эвретическая (поисковая) деятельность, когда ребенок многократно выполняет какое - то действие: бросает игрушку, изменяя силу,  с которой он это делает, или размах рук; сыплет песок из ладошки;  разливает воду на стол, и  вслед за этим  ребром ладошки  из неё устраивает водопад , проливая на пол -  это естественный для раннего возраста вид деятельности, хотя для кого- то это просто суета и сплошное безобразие. Роль взрослого создать условия для таких познаний, учить действовать безопасно для своей жизни, установить разумные правила. Не допускать ситуаций  путаницы. К примеру, когда игровые персонажи, приходя вечером  на занятие, говорят «Доброе утро» как написано в конспекте взятом напрокат  или наоборот Не стоит объяснять свои недоработки тем, что малыши все равно ничего не понимают. Каждое слово взрослого или игрового персонажа на занятии, и  не только несут образовательные функции, поэтому должны быть хорошо продуманы.…….

Конструирование дает возможность понять физические законы, такие как центр тяжести, действие рычага, представления о скорости и силе ускрения и трения  при движении, временные  представления и многое другое…То есть усвоить на уровне практического эксперимента при  выполнении простых манипуляциях, довольно сложные научные знания.

Организованное занятие позволяет сформировать первоначальные учебные навыки: выполнение дисциплинарных требований в течение определенного времени, умение понимать  и принимать задачу адресованную  группе, и выполнение общего задания. То есть  формировать произвольность  поведения и познавательных процессов  во взаимодействии  при решении общей задачи в одном информационном поле с группой сверстников и взрослым. Т.е. координировать  направление своей  познавательной  деятельности  с деятельностью других людей. Для детей дошкольного возраста это трудная задача, поэтому и не стоит перегружать общими занятиями. Интегрированное занятие, объединяющее несколько видов деятельности, позволяет сформировать у детей дошкольного возраста наиболее прочные знания, умения и навыки. А проектная система планирования образовательного процесса   наиболее полно  соответствует как возрастным,  так и индивидуальным особенностям, потому что позволяет в рамках общей деятельности предусмотреть и решение индивидуальных задач развития для каждого воспитанника. Как в организованных формах работы так и в самостоятельной деятельности детей, в течении дня. Недели….

 Кроме этого  в раннем возрасте  хорошо использовать недельный цикл  реализации проекта. В принципе планируя работу надо помнить периодичность усвоения нового знания, формирования навыка и умения :

1)Ознакомление  с новым материалом,

2) Первичное повторение изученной темы через один день.

3) Закрепление изученного материала необходимо через  2-3 дня–

4.)Умение применять полученные знания, умения и навыки  в типичных  жизненных ситуациях, через 1-2 дня

5) Создание условий для использования  умений и  знаний и результатов личного опыта  по их применению при   самостоятельной поисковой, развивающей, игровой деятельности, добывая новые знания,  в совместной деятельности со сверстниками.

6) Повторение и закрепление  усвоенных  знаний  в учебной и игровой детальности, как базового опыта  для получения нового знаний после длительного перерыва через 1 месяц

7)Контроль  автоматизма, диагностика овладением  знаниями, умениями, навыками.

 На практике,  к примеру, для южного региона  такая работа с начала сентября будет выглядеть так:

1  Во вторник дети знакомятся с желтым цветом.

2.В четверг рисуют желтые цветы.

3.В понедельник  оформляют уголок желтых предметов  в группе или на прогулке.

4.В среду групповой праздник или досуговое мероприятие «Сказки желтого цвета» ( Реальный продукт реализации проекта для детей – это подарок «желтые цыплята»- оригами, или выставка  рисунков родителей….)

5.Через месяц  планирование работы по  экспериментированию с цветом и развитию  цветовосприятия  «Секреты дружбы желтого и синего цвета»

6.Дидактические игры, наблюдения в природе, подготовительная работа  и проведение утренника «Желтые цвета осени»

7. Диагностика  умений определения  желтого цвета по образцу и на основе  сравнительной вербальной инструкции «Дай желтый, как солнышко, цветок» ( Образовательный результат уровень освоения знаний, умений и навыков.)

Прочтите  первоисточники Л Выготского.  Л. Венгера , Подъякова, Запорожца…. И многое станет просто и понятно.

Используйте на первых порах рабочие тетради,  образовательной программы, которую реализует дошкольное учреждение, как основу проекта. Это поможет спланировать и работу с родителями и разнообразить условия самостоятельной деятельности детей. И просто поможет создать систему  проектно- тематического  планирования образовательной  деятельности по каждому направлению развития интегрированных качеств…..

 Буду рада, если мои длинные рассуждения  помогут, понять суть вопроса

 С уважением.

 

Комментарии

Кужелева Наталья Александровна

Про периодичность скопировала. Дадут сетку занятий - сделаю по этим принципам себе сетку повторения. Вот теперь начало складываться: на одно занятие в перспективном плане я указывала несколько методических источников - вроде об одном и том же, но чуть разный подход, разная деятельность. Теперь у меня будет один источник для занятия, остальные для повторения. Не концентрировать всё в 15 минутах занятия, а разнести во времени. Правильно?

Проектная деятельность может иметь как краткосрочный так и долговременный характер. Предусматривает проведение интегрированной и комплексной работы в организованных (занятия, бытовые режимные процессы, включая прогулку....), самостоятельных видах деятельности по всем направлениям воспитательно-образовательного процесса, а также работу с родителями и взаимодействие педагогического состава. Может иметь модульную структуру, и по типу "пазлов" легко входит в любую систему планирования... С Уважением.