Рождественские Святки

Алешина Людмила Анатольевна

Рождественские святки.

Цель:

Дать детям дошкольного возраста знания о празднике «Рождество Христово»

Задачи:

Расширять представления детей о событиях и главных особенностях праздника.

Формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных.

Воспитание личности ребёнка, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости

Журнал «Дошкольное воспитание» №1-2004стр. 20

В зале три домика. В красном углу зала икона и свеча. Дети сидят на стульчиках. Ведущий с платком на голове подходит к иконе, зажигает свечу: «Во имя отца и сына и святого духа. Аминь».

Рождественские святки.

Ведущий. Дорогие дети и гости! В эти дни весь мир и мы празднуем Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Когда Христос родился, над пещерой ярко-ярко зажглась звезда, возвещая всему миру о великой радости. В эти праздничные дни вспомним о любви к Богу, к людям о том, что нужно жить в мире и делать добро. Возрадуемся и возвеселимся в эти святые дни. В народе их так и называли- Святки. И чем веселее было на Святках, тем лучше. И мы начинаем наше святочное веселье, будем колядовать, петь и танцевать.

Воспитатель (детям средней группы) Пойдемте колядовать к Иванову двору.

Дети подходят к первому дому.

Дети (все вместе).

Приходила Коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом,

Козу с козленочком,

Свинью с поросеночком.

Ребенок. У Ивана на дворе да три терема

Сам Иван — господин Светлый Месяц,

Красно Солнышко - его Варварушка.

Часты звездочки - его детушки.

Выходят Иван и Варвара, выносят угощение.

Иван. Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье - сыр да печенье!

Варвара.

Пряники, конфетки!

Кушайте, детки!

Ребенок. Спасибо!

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Вам и плюшек с творогом,

И детишек полон дом!

Воспитатель. Жить вам вместе лет до двести!

Дети, давайте повеселим хозяев. Покажем, как мы умеем играть.

Игра "Плетень"р. н. м. обр. С. Бодренкова "Музыка и движение" С. И. Бекина, Издательство " Просвещение", 1984

Воспитатель (детям старшей группы).

Мы с вами пойдем к дядьке Николаю колядовать.

Дети старшей группы подходят ко второму дому.

Дети (все вместе) .

Овсень, овсень.

Ты гулял по всем

По заулочкам,

по проулочкам.

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!

Выходи, боярин!

Выходи, хозяин!

Принимай гостей со всех волостей!

Николай (выходит).

Кто тут орет? Спать не дает?

Дети. Это мы - колядовщики.

Николай. И охота вам в такой мороз с теплой печки вставать, петь да пля-сать? (Уходит.)

Дети (все вместе).

Эх ты, Коля-Николай!

Сиди дома, не гуляй!

В тепленьком местечке,

С бабушкой на печке!

Воспитатель. Дети, давайте еще раз постучим.

Дети.

Коляда-Моляда!

Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога - тому двор живота!

А кто не даст ни копейки - завалим

лазейки!

Кто не даст лепешки - завалим окошки!

Кто не даст хлеба - уведем деда!

Кто не даст ветчины - тем расколем

чугуны!

Выходит хозяйка.

Ребенок.

Тетенька добренька!

Подай что-то сдобненько!

Пышку, да лепешку, Да свиную ножку!

Хозяйка.

Вот вам, гости дорогие, пряники

да леденцы!

Да тепленький пирог, да маслице,

творог,

Да денежку копьем, да рубль серебром!

Воспитатель. Ну, спасибо! А где же твой хозяин?

Хозяйка (кричит). Николай, ты что там делаешь?

Николай. А я ножки у стола перевязываю.

Хозяйка. Дети, вы знаете, зачем это делается? Это примета такая народная: в Рождество надо ленточкой ножки у стола перевязать, чтобы скот со двора не убежал, не пропал да не болел.

Воспитатель. Хозяюшка, что это у тебя за клубочек?

Хозяйка. Это тоже примета такая есть: я клубочек мотаю плотно-плотно, чтоб в моем огороде капуста уродилась тугая да крепкая. И вы эти приметы запоминайте и всегда так делайте.

Воспитатель. Спасибо, хозяйка, за науку! Вот, ребятишки, поколядовали мы, а теперь пойдемте к тетке Акулине в избу греться.

Дети с воспитателем подходят к третьему дому, стучатся.

Воспитатель. Тетка Акулина, пусти погреться!

Акулина Пустить? Загадки отгадаете, тогда пущу!

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его - копытца,

Ест и пьет он из корытца.

(Поросенок)

По горам, по долам

Ходят шуба да кафтан.

(Овца)

Удивительный ребенок,

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять.

Как его родная мать!

(Утенок)

Акулина. Ну, что же, молодцы! Милости прошу, проходите!

Ребенок. Тетка Акулина, а сорить у вас можно?

Акулина. Можно, можно. Сори, сколько хочешь.

Дети (разбрасывают зерна) .

Сеем, веем, посеваем.

С Рождеством всех поздравляем!

Акулина. Вот спасибо, гости!

Это значит, вы мне желаете добра, да богатого урожая, да здоровья крепкого.

Спасибо!

Ну, а теперь будем вечер коротать, будем петь да плясать!

Становитесь в хоровод веселить честной народ!

Хоровод "К нам приходит новый год"Муз. В. Герчик стр. 174Музыка и движение" С. И. Бекина, Издательство " Просвещение", 1984

Акулина. В Святки по домам ходили ряженые: люди наряжались в разных зверей, птиц и веселили народ.

У нас тоже есть интересные игры

Игра " Гори ясно"р. н. м. обр. С. Бодренкова стр. 131" Музыка и движение" С. И. Бекина, Издательство " Просвещение", 1984

Акулина. В Святки все радовались празднику, веселились и шутили друг с другом. Давайте и мы с вами потанцуем.

Исполняется танец с ложками " Кадриль с ложками"Муз. А. Балабанова, стр 30, " Топ-топ, каблучок"№2 И Каплунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева, издательство " Композитор" Санкт -Петербург

Воспитатель

Дети, давайте покалядуем у Акулины нашей.

Первый.

Коляда! Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла,

Рождество принесла!

Мы нашли Коляду

В Акулиновом двору!

Второй. Эй, тетка Акулина!

Выноси добро во двор!

Как на улице мороз

Подмораживает нос

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или

Маслице, творог.

Или денежку копьем, или

рубль cеребром

Акулина. А что вы делать-то умеете?

Колядовщики. А мы песню споем

Поют песню " Сею-вею снежок"р. н. м. стр 298 " Праздник каждый день" старшая группа И. каплунова, И. Новоскольцева

Акулина. Вот спасибо, порадовали.

Дом мой просторный, щи мои жирны,

Сдобные лепешки не лезут в окошки!

А вот и вам угощенье! (Угощает колядовщиков караваем.)

Акулина. Вот и подходит наш праздник к концу.

Какой же праздник мы сегодня отмечали? (Рождество.)

А что это значит? (Ответы.)

Ребенок (читает стихотворение «Рождественское»).

В этот день великий

В мир пришел Христос.

И веру свою светлую

Нам он всем принес.

Он с добром и кротостью

Входит в каждый дом,

Где с надеждой новою

Мы его все ждем.

Я открою двери,

Он ко мне придет,

И меня, я верю,

К свету приведет.

Воспитатель: А вы помните, что я делала в начале праздника? (Ответы.)

Дорогие дети! Гости!

Всем людям добрым желаю добра!

Золота и серебра!

Пышных пирогов!

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

А всем вам на память печенье.

Примите от меня угощенье!

Кому песни поем - тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется! (Угощает всех присутствующих.)

Заходят взрослые колядовщики со свечками.

Звучит колокольный звон.

Первый.

Христос Спаситель

В полночь родился!

В пещере темной

Он появился.

Второй. Вот над пещерой Звезда сияет:

Христос родился - Всем возвещает!

Третий.

Христос Владыка!

В твой день рожденья

Подай всем людям Мир просвещенья!

Акулина. Да хранит нас всех Христос и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

С сайта mus-raduga.at.ua