Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Кудинова Галина Владимировна

 

                               Детское музыкальное творчество, пусть даже в самых скромных проявлениях, - важный фактор развития личности ребенка. Первоначально оно выступает в комбинировании музыкальных звуков, песенных и танцевально-игровых импровизациях, нахождении своеобразных ритмов. Уже в младших группах у детей возможны первоначальные творческие проявления в музыкальной деятельности. Но для этого надо создать определенные условия и, главное, включить детей в игровую ситуацию. Ведь игра для ребенка является потребностью, непроизвольной, внутренне мотивированной деятельностью, в ней он чувствует себя удобно, от нее не устает, учится в ней искусству общения. В игре его умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс.

                               Развитие творческих музыкальных способностей детей происходит в благоприятных условиях, если еще в младшем возрасте подготовить их к этой деятельности. Для этого, прежде всего надо вызвать эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные произведения. Подбирая игры, песни, танцы, я стараюсь, чтобы их содержание вызвало у малышей разнообразные чувства, что свидетельствует о первоначальных переживаниях, в связи с музыкальным образом, а, кроме того, побуждает к определенным, понятным для них действиям. В соответствии с содержанием песни “Игра с лошадкой” малыши сами придумывали движения: показывали, как они кормят лошадку, берут вожжи, едут. На музыку пьес Гречанинова “Котик заболел” и “Котик выздоровел” дети легко, без всякого принуждения выражали два ярких противоположных чувства: радости, веселья и грусти. Болезнь котика они передавали мимикой, держались за голову, живот, а выздоровление котика – легким  бегом и прыжками.

                               Кроме того, чтобы помочь детям передавать свои чувства в связи с музыкой, с музыкальными образами, необходимо развивать специальные способности, в первую очередь музыкально-сенсорные. Они лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального слуха, чувства ритма. В этом мне помогает проведение музыкальных дидактических игр, в которых малыши сразу проявляют свою активность на различение и воспроизведение разнообразных свойств музыкальных звуков. В игре “На чем играю?” – дети узнают высокое звучание дудочки и низкое барабана. В игре “Чей домик?” – не только различают высоту звука, но и воспроизводят эти звуки. Различный ритм малыши передают в игре “Кукла шагает и бегает”, а динамические оттенки учатся различать в игре “Громкие – тихие звоночки”. В процессе развития слуха, чувства ритма отдельные свойства музыкального звука становятся средством выражения каких-то жизненных фактов, ситуаций: высоко гудит маленькая машина, низко-большая. Короткие, быстрые, частые звуки – идет сильный дождь, долгие, редкие – падают отдельные капли.

                               Следующий этап – простейшие задания в различных видах музыкальной деятельности, содержанием которых является применение детьми некоторых выразительных средств для создания простейшего художественного образа. Это нахождение в пении простейших интонаций различного характера, разнообразных ритмов на бубне и металлофоне в соответствии с какими-то жизненными образами, а также передача в движении содержания песни. Например, я пропеваю детям вопрос: “Что вы видели, ребята, во дворе, во дворе?” (интонация малой терции). И дети отвечают мне по цепочке: "машину”, “кошку”, “птичку”, стараясь придерживаться той же интонации. Рассказываю детям сказку: “Шел по лесу медведь, топ-топ. Шаги тяжелые, медленные. А тут выбегает зайка: прыг-прыг! Прыжки легкие быстрые”. Предлагаю ребенку передать игрой на бубне, как шел медведь, как прыгал зайчик. При этом происходит и элементарное приспособление к музыкальному инструменту. На металлофоне дети любят изображать дождик: сильный, частый и мелкий, редкий.

                               В средней группе мы часто разыгрываем сценки, которые переносят детей из одного времени года в другое. Летом можно вспомнить, чем ребята занимались зимой: играли в снежки, катались на санках, лепили снеговика, любовались снежинками. Зимой, предлагаю детям перенестись в весенний лес, где он изображают птиц, любуются воображаемыми цветами, греются на солнечных проталинках, прислушиваются к пению ручейка, прячутся от дождя. Вначале все этюды проводятся без музыки, чтобы дети сами нашли образные движения. Затем звучит музыка, и дети самостоятельно двигаются под нее.

                             Творческая деятельность старших дошкольников основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни, в процессе воспитания и обучения, осуществляемых в детском саду. Развитию творческих способностей помогают творческие задания. Они постоянно усложняются, подводят детей  к самостоятельной  импровизации. На музыкальных занятиях дети сочиняют маленькие песенки на заданный текст в характере колыбельной, марша, польки (“Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай”, “Посмотрите-ка ребята, мы шагаем как солдаты”), учатся сочинять грустные и веселые песенки (“Веселый дождик”, “Грустный дождик”). С большим удовольствием сочиняют песенки про свою любимую маму (“Мамочку свою люблю, ей цветочек подарю”, “Мама, мамочка, моя, очень я люблю тебя”). Очень нравится детям творческое задание “Угадай, кто я”, которое синтезирует певческую и танцевально-игровую импровизации. Выполняя задание, дети берут на себя роль какого-либо сказочного персонажа, двигаются и изъясняются с помощью песенки от его имени, а остальные должны отгадать, кто это. Диапазон сказочных героев бывает довольно широк и включает Серого Волка, Чебурашку, Трех поросят, Зайца, Снегурочку. Очень интересно получилось, когда три девочки, договорившись, распределили роли Трех поросят, и каждая старалась выразительно передать характер своего поросенка. Двое мальчиков, Дима Самсонов и Сережа Рогов, случайно выбрали одну и ту же роль – Серого Волка. Интересно, однако, что трактовка образа у них не совпала. Персонажем первого стал добрый Серый Волк, который полюбил и вырастил маленького бычка. Дима С. использовал не только характерные для образа  волка движения, но и  передал нежное, ласковое отношение своего персонажа к маленькому бычку через колыбельную песенку, которую спел низким, волчьим, но добрым голосом. Образ, созданный Сережей Р., был традиционным: перед нами предстал злой, голодный, рыщущий по лесу в поисках добычи Серый Волк.

                             На музыкальных занятиях дети с удовольствием выполняют задания на  развитие танцевального творчества. Например, в задании “Песня, танец, марш” надо найти способ выражения действия на каждую пьесу: марш – ходьба соответствующего характера, песня – игра на любом воображаемом инструменте, танец – импровизация движений в характере польки, вальса или русского народного  танца. Под песню Ю. Литовко “Веселые лягушата” дети импровизируют танцевальные движения гопака и менуэта, а под музыку Золотарева “Вальс кошки” самостоятельно придумывают танец, используя знакомые движения, соответствующие характеру музыки. При инсценировании песни “Всем, Надюша, расскажи” дети ищут  выразительные танцевальные движения для своих персонажей. В подготовительной группе дети с удовольствием  импровизируют с воображаемыми и настоящими предметами (лентами, цветами, листочками, погремушками, мишурой). Пытаются создать свои танцевальные композиции в соответствии с жанром, формой, характером музыкального произведения. Особенно удачно получились композиции “Петрушки веселятся” под хорватскую народную мелодию, “Грустный танец осенних листьев” под музыку Свиридова, “Подснежники распускаются” и “Новая кукла” под музыку Чайковского.

                             В основе музыкально-игрового творчества лежит выполнение ребенком роли, выбранной им самим: придумывание характерных действий, соответствующих определенному образу, построение композиции, сюжета музыкальной игры. Последнее является наиболее сложным проявлением творчества, так как предусматривает общий замысел действия в коллективе. При этом дети вступают в сложные взаимоотношения, при которых существенную роль играют и симпатии к друг другу. В отличие  от исполнительской, в творческой деятельности инициатива должна исходить от самих детей. Для этого необходимо создать определенные условия, ситуации, оказывать помощь не показом движений, а предоставить детям возможность самим дать характеристику образа путем проведения наблюдений, слушания и просмотра иллюстраций художественных произведений.

                              В первых попытках выполнить творческие задания у детей не всегда хватает выразительных средств для передачи своего отношения к персонажам, движения которых они воссоздают. Но постепенно они привыкают к необычным ситуациям и движения их становятся естественными и непринужденными. На занятиях при разучивании музыкальных игр я использую как учебные, так и творческие задания. Их сочетание бывает различным в зависимости от характера построения игр. Например, в игре “Бери флажок” на первую часть точно по музыкальной фразе выходят поочередно из четырех шеренг четверо детей, на вторую часть они танцуют вокруг лежащего на полу флажка и на последний аккорд поднимают флажок. Ребенок, первым взявший флажок, считается выигравшим. Следовательно, здесь все движения зафиксированы, поэтому я даю детям точные указания. А можно сделать по-другому, объяснив игру, сыграть пьесу и предложить детям самим придумать, где должен измениться характер их движений в соответствии с музыкой. Многие из таких зафиксированных игр вообще могут быть созданы при активном участии детей. В этом случае детям называется тема игры и исполняется музыка, под которую дети двигаются самостоятельно, придумывая свои движения.

                               Немало игр построено так, что некоторые их элементы должны быть точно воспроизведены, а другие части сочинены детьми. Например, в игре “Заинька” дети идут по кругу то в правую, то в левую сторону, а заинька, в соответствии с содержанием песни, придумывает свои движения. И хотя литературный текст подсказывает, что надо делать заиньке (рвать цветы, плести венок и т.д.), каждый ребенок может найти свои способы выражения. Лучшие из вариантов мы обсуждаем и даже разучиваем вместе со всеми детьми. Разумеется, если дети неудачно импровизировали движения, то разучивается вариант, предложенный в описании этой игры. Тем не менее, дети уже ощутили радость от своих самостоятельных попыток, и это обогатило их воображение, развило способность произвольно использовать уже накопленный опыт, варьируя элементы движений в новые композиции.

                               По мере усложнения музыкального репертуара усложняются и творческие задания. Сначала детям предлагается такое произведение, под которое они импровизируют однотипные движения отдельных персонажей. Можно использовать прием музыкальной загадки: ярко, выразительно исполнить музыкальное произведение и предложить детям сразу двигаться под музыку. Движения носят импровизационный характер. Например, в задании “Маленький, беленький” Агафонникова – дети должны выразительно передать образ легко прыгающего зайца, а в задании “Наши кони чисты” Тиличеевой – образы отважных кавалеристов, скачущих на конях.

                               Затем идут задания, когда дети должны создать музыкально-игровой образ в определенном развитии. Дети импровизируют свои движения под песни, исполненные взрослыми, при этом все внимание детей должно быть обращено на поиски выразительных движений. Например, дети инсценируют русскую народную песню “Земелюшка - чернозем”: рвут цветы, плетут венки и т. д., а в русской народной песне “Ворон” – ребенок-ворон играет на трубе, показывает свои красивые сапожки и танцует.

                               В дальнейшем действуют уже несколько персонажей одновременно, и дети должны в своих движениях отразить их взаимоотношения. В одних случаях персонажи действуют рядом, не вступая в прямые отношения между собой. Например, “Котик и козлик” Тиличеевой – дети передают образ бодливого козлика и вкрадчивого, плавно двигающегося котика. В других, более сложных случаях, персонажи вступают в определенные отношения. Например, “У медведя во бору” – медведь спит, дети подкрадываются к нему, стараясь его не разбудить, но медведь просыпается и ловит детей. “Вышел зайчик погулять” Тиличеевой – необходимо передать образ беззаботного зайчика, стремительное появление охотников и бегство зайчика.  

                               И, наконец, самый сложный тип заданий, когда детям предлагается самим построить композицию игры. Ребята сами распределяют роли, договариваются между собой, намечают план действий. Все это они делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание и исполняет музыкальное произведение. Например, в песне Филиппенко “На мосточке”  и в русской народной песне “Как на тоненький ледок” – дети самостоятельно распределяют роли и намечают план действий. В песне “На мосточке” – встреча  волка и детей, борьба козлика  и волка, общая радость детей и козлика. В песне “Как на тоненький ледок” – выход Вани, его падение, выход подружек, их помощь Ване.

                               Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста требует дифференцированного подхода к каждому ребенку. В ряде случаев имеет место подражание, но оно играет различную роль. В том случае, когда ребенок робкий и застенчивый, ему полезны действия по подражанию. Они вызывают его активность, заставляют поверить в свои силы.  Если же подражание возникает у более активных детей, то эти действия не дают ничего нового для развития их творческих способностей. Поэтому, перед ними надо поставить задачу действовать самостоятельно. Вначале самостоятельные проявления дошкольников бывают робкими. В таких случаях приходится направлять их поиск, помогать словесно, не навязывая своих движений.       Постепенно дети вживаются в образ, поиск становится более осмысленным, движения выразительными. Ребята  сами поощряют появление новых неожиданных решений, испытывают радость открытий. В этот момент очень важно поддержать их творческие фантазии, какими бы наивными и смешными они ни казались, ведь так легко разрушить веру ребенка в себя.                  

                               Таким образом, главным в музыкальном творчестве являются не создание музыкальных шедевров, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения. Творчество детей – это умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, оригинально. “Сыграй, станцуй, как ты хочешь”, - эти поистине магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями. Хочется верить, что зернышки творчества, заложенные в дошкольном возрасте, прорастут и дадут свои положительные результаты, ведь главная наша задача – воспитать людей ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности.