Консультации для родителей

Гурылина Лариса Викторовна

Развитие компетентностей родителей во время адаптационного периода.

Автор: Гурылина Л.В, воспитатель,МДОУ Д/С №50,г.Серпухов

 

Проблема адаптации детей к условиям ДОУ не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в детский сад, достаточно многочисленны. Но, опыт работы показал, что не только ребенок переживает период адаптации, но и также его родители. Это связано с тем:

  • сокращаются сроки адаптационного режима в детском саду;
  • ребенок не отучен от памперсов, соски или груди матери.

Мы считаем, что одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Активное взаимодействие семьи и педагогов является залогом успешной адаптации, а также  развивает родительскую компетентность вопросах воспитания детей.
Нами был разработан план работы на период адаптации ребенка  к детскому саду.
Задачами данной работы является:

  • развить педагогическую компетентность родителей,
  • помочь семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей,
  • привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Адаптационного периода (для родителей)

Месяц

Мероприятие

Рассматриваемые вопросы

Форма проведения

Август

Родительское собрание «Адаптируемся вместе»

Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ;
Организация режима дня и его значение для ребенка;
Выработка общей стратегии воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ.

Консультация

Сентябрь

Знакомство.

Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на воспитание и разви­тие личности;
Помощь в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях с учетом возрастных особенностей, интересов, желаний и потребностей детей.

Консультация, экскурсия, анкетирование.

Октябрь

«Игра в жизни ребенка»

Способы игровой деятельности, значение игры для детей.

Совместная игровая деятельность взрослых и детей, мастер-класс по сюжетно-ролевой игре, консультация.

Ноябрь

«Режим дня малыша»

Формирование у родителей представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка.
детей.

Консультация, анкетирование.

Декабрь

«Растим малыша здоровым»

Консультация о значении физической культуры, анкетирование

Совместное игровое занятие

Январь

« Ладушки-ладушки»

 

Развитие мелкой моторики.

Семинар-практикум, консультации

Февраль

«Поговори со мною, мама»

Особенности развития речи в ясельной группе.

Мастер-класс, консультация.

Март

Итоговое заседание

Анализ деятельности

Заполнения диагностических материалов по результатам анкетирования

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Адаптационного периода (для детей)
Тема 1. Божья коровка
Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в груп­пе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме­ра предметов);
  • развитие внимания, речи и воображения.

Тема 2. Листопад
Задачи:

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
  • развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть­ми, подстраиваться под их темп;
  • развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
  • развитие речи, воображения, творческих способностей

Тема 3. Мячик
Задачи:

  • сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  •  развитие ориентации в пространстве;
  • обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
  • развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения

Тема 4.  Прогулка в осенний лес
Задачи:

  • сплочение группы;
  • развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
  • снижение излишней двигательной активности;
  • обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
  • развитие пространственных представлений, умения ото­бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;
  • развитие общей моторики;
  •  развитие памяти, речи и воображения.

Тема 5.  Веселый Петрушка
Задачи:

  • развитие умения согласовывать свои действия с действи­ями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
  • закрепление знаний детей о принадлежности к полу (де­вочка - мальчик);
  • закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие восприятия, речи и воображения.

Тема 6. Новый год
Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • отработка умения согласовывать свои движения с движе­ниями других детей, с ритмом и текстом песни;
  • отработка быстроты реакции;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие тактильного восприятия, внимания, речи и во­ображения.

Тема 7. Мячики
Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков (учить устанавли­вать контакт друг с другом, действовать согласованно, под­страиваться к темпу движений партнера);
  • развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Тема 8. Зайка
Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения подражать движениями взрослого;
  • развитие координации движения , общей  и  мелкой моторики;
  • развитие умения подчиняться правилам игры, обработка быстроты реакции;
  • развитие тактильного восприятии я, внимания, речи и воображения    

Тема 9Мыльные пузыри
Задачи:

  • снижение излишней двигательной активности, импуль­сивности;
  • обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания, речи и воображения.

Тема 10. Музыканты
Задачи:

  • сплочение группы;
  • отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;
  • развитие образности слухового восприятия;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания, речи и воображения.

Тема 11. Мамин день
Задачи:

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • воспитание доброго отношения к маме;
  • развитие двигательных навыков;
  • развитие восприятия, внимания и речи.

Тема 12. Мишка
Задачи:

  • сплочение группы;
  • развитие умения согласовывать свои действия с действи­ями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики;
  • развитие внимания, речи и воображения.

Тема 13. Непослушные мышата
Задачи:

  • формирование положительной самооценки;
  • развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный авто­матизм;
  • развитие слухового внимания, быстроты реакции;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие речи и воображения.

Тема 14. Колобок
Задачи:

  • сплочение группы, обучение детей на­выкам сотрудничества;
  • снятие страхов перед сказочными героями;
  • развитие общей и мелкой моторики, координации движе­ний;
  • развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительно­го, обонятельного);
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие внимания, речи и воображения.

Тема 15. Котята
Задачи:

  • формирование положительной самооценки;
  • развитие стремления сопереживать, помогать, поддержать друг друга;
  • развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
  • развитие слухового восприятия, умения воспроизводит услышанные звуки;
  • развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие внимания, речи и воображения.

Опыт работы по данному направлению показал, что сотрудничество ДОУ с семьей помогает детям успешно пройти период адаптации, у родителей появляется интерес к роботе ДОУ, воспитанию детей. Проведенные анкетные вопросы показывают, что 70% родителей повысили свою компетентность в детско-родительских взаимоотношениях. Родители чаще стали советоваться со специалистами ДОУ в вопросах воспитания и обучения собственных детей, возрос интерес к мероприятиям проводимыми сотрудниками ДОУ, отмечается рост удовлетворенности родителей работой воспитателей.

Список литературы

  • http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/programma-ra...
  • И. С. Ильина Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. М.:  Академия Развития 2008 С.
  • Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.-144 с.