Занятия с детьми

Гурылина Лариса Викторовна

«Домик для Гном Гномыча»

Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе.

Автор: Гурылина Лариса Викторовна, воспитатель,МДОУ №50 "Ручеёк"

 

Технологическая карта организованной  образовательной деятельности.
Образовательная область – познание. Познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность.

Цель:
 Познакомить с новым материалами: камень и вата, их свойствами и качеством.

Задачи:
Образовательная
Обучаем детей различать и называть качества предметов «Твердый», «Мягкий».
Закрепляем умение находить мягкие и твердые предметы на ощупь.
Расширить представления о строительных профессиях.

Развивающая
Активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мягкая», «белая», «легкая».
Закрепить  навыки экспериментирования.

Воспитательная
Вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям.

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы  ( Г. Люшнин «Строители»; С. Баруздин «Строим дом»; В. Маяковский «Кем быть»)
Рассматривание картинок, связанных со строительными работами: каменщика, кровельщика, электрика, штукатура.
Наблюдения на прогулках.
 Трудовые поручения в группе.

Оборудование и материалы:
Сказочный персонаж Гном Гномыч, письмо, лесная поляна, длинная и короткая дорожка, корзинка с камешками и ватой. Чудесный мешочек с мягкими и твердыми предметами. Подарки от Гном Гномыча.
Наглядный: поднос с камешками и ватой, баночка с водой, 2 блюдца, ложка.
Раздаточный: поднос с камешком и ватой, баночка с водой, 2 блюдца и ложка.

Ход занятия.

Структурные части

Действия воспитателя

Предполагаемые действия и ответы детей

Способ организации

Психологический настрой.

В беседе настроить детей на встречу с гостями и интересную работу.
Игра с пальчиками. (организационная)

 

Фронтальный

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята! Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо для нашей группы от лесных жителей. Давайте его прочитаем:
«Жил был в лесу старый Гном Гномыч. Гуляя по лесу, нашел он старую шляпу и сделал из нее домик. Тепло и уютно было гному в этом домике. Но однажды подул сильный ветер и унес шляпу. Остался Гном Гномыч опять без домика. Сидит он в лесу на пенечке около елочек грустный, замерз, даже разговаривать ни с кем не хочет. Пробегала мимо него лисичка и посоветовала Гномику построить новый домик из ваты и принесла ее ему. А зайчик тоже пожалел Гномика и посоветовал построить новый домик из камешков. Просим вас исследовать камешки и вату и рассказать Гномику, из чего лучше построить новый дом. Лесные жители».

Соглашаются помочь Гному Гномычу исследовать камень и вату. Для того, чтобы выяснить, что лучше для постройки дома.

Фронтальный

Основная часть.
Задание «Выяснить какая дорога короче?»

Воспитатель: Ребята, давайте с вами скорее отправимся в лес и найдем там Гном Гномыча. А в лес ведут 2 дороги. Одна дорога, какая?
а другая, какая?
Как вы думаете, по какой дороге нам надо идти, что бы быстрее добраться до леса?
Идем по короткой дороге. (шумовое оформление).
Вот мы и пришли в лес. А вот и Гном Гномыч. Что-то он очень грустный.
-  Здравствуй, Гном Гномыч. Из письма лесных жителей мы знаем про твою беду.
Гномик: Ребята, помогите мне исследовать камешки и вату. Ведь домик мне нужен очень прочный, крепкий, теплый и уютный.
Воспитатель: А где же мы будем исследовать, ведь здесь лес. Давайте вернемся в детский сад, ведь у нас там целая лаборатория. Возьмем с собой корзиночки с материалом для строительства. Гном Гномыч, мы тебя тоже возьмем с собой. Ты будешь наблюдать за опытами детей и все внимательно слушать. Ох, а корзиночка с камешками тяжелая, ее понесет Илюша, а легкую с ватой – Наташа. Вот и детский сад. Сейчас мы с вами превратимся в ученых, ведь мы уже большие, занимайте свои места.

 

 - Длинная.
 - Короткая.

 - По короткой.

Групповая и индивидуальная

 

Основная.
Восприятие и усвоение нового материала.
Исследование камешков.

Давайте начнем исследование с камешков. Рассмотрите их.
Возьмите их, потрогайте, сожмите в ладошке, мнется? 
Попробуйте его разломить. Ломается?
Какой он?
Попробуйте подуть на него. Улетел?
Почему?
Так скажите, какой он?

 

Рассматривают.

Нет.
Нет.
Он очень твердый, крепкий.
Нет.
Он тяжелый, и не летает.
Твердый, тяжелый, крепкий.

Самостоятельная

Исследование ваты.

Теперь возьмите вату.
Рассмотрите ее.
Потрогайте ее, сожмите, какая она?
Попробуйте оторвать кусочек и подуть на него, Летает?
Какая же вата?

 

Рассматривают.
Мягкая, белая.

Полетела.
Значит она мягкая, легкая, воздушная.

Самостоятельная

Обобщение изученного материала.
Опыт с камешком и ватой (взаимодействие с водой)

Сейчас, Гном Гномыч, мы будем проводить опыт с камешком и ватой.
Положите камешек на блюдце, наберите в ложечку воды и полейте его.
Что стало с ним?
А теперь положите вату на блюдце и так же полейте ее водой.
Что стало с ватой?

Давайте сделаем вывод: какой же камешек? – твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды. А вата - мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду.

 

 

Вся вода с камешка стекла на блюдце.

 

Она вся промокла и стала мокрой.

Групповая

Закрепление и итог.

Воспитатель: Ребята, давайте скажем Гном Гномычу, из чего же ему нужно строить крепкий, новый домик. Из камешков или из ваты?
Почему?
И домик будет прочным, теплым и уютным. А домик из ваты может улететь, когда подует ветер, или весь промокнуть под дождем.

 

Конечно из камешков.
Потому что они твердые, крепкие и не боятся воды.

 

Да.

Групповая

Игра «Чудесный мешочек»

Ребята, а Гном Гномыч приготовил вам сюрприз. Он принес с собой из леса чудесный мешочек и хочет поиграть с вами в интересную игру. В мешочке лежат твердые и мягкие предметы, вы должны на ощупь их определить.

Молодцы, все справились с заданием!

 

Индивидуальная

Литература:  
Программа Веракса Н. Е. «От рождения до школы». – М.: «Мозаика синтез», 2010г.
Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир». –М.: «Мозаика синтез», 2005 - 2010г.
Дыбина О.Б. «Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов». – М.: «Мозаика синтез», 1999г.
Дыбина О.Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.». – М.: «Мозаика синтез», 2009 - 2010г.
Дыбина О.Б. «Неизведанное рядом». – М.: ТЦ  Сфера 2011г.
Материалы с интернета.