Проектная деятельность как инструмент организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Щетинина Наталья Вячеславовна

 С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые воросы. Решение этих вопросов предоставляет проектная деятельность или проектирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shchetinina_no2.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Щетинина, воспитатель 1 категории,

МБДОУ «ЦРР - Детский сад №7», г. Бийск

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

Никакая деятельность не может быть прочна,

если она не имеет основы в личном интересе.

                                                                                Л. Толстой

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Решение этих вопросов предоставляет проектная деятельность или проектирование.  

В словаре С.И.Ожегова термин «проектирование» отсутствует, но дается толкование словам «проект» и «проектировать». Значение их - построение, планирование чего-нибудь [3]. По мнению В.Е. Радионова, проектирование – особого рода интеллектуальная деятельность, связанная с переосмыслением и переживанием потребности в преобразовании действительности, информационной подготовкой предстоящих целенаправленных трансформаций [4, с. 7]. Для проектирования характерны определенная логика и определенные возможности. Основоположником теории и практики педагогического проектирования считается А.С. Макаренко. Продуманность действий, их последовательность, терпение, ориентированность на воспитанника до сих пор поражают в его педагогической системе. Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего.

В современной трактовке слово «проектирование» означает процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, его состояния. Исходя из такого определения термина и сложности состава профессионально-педагогической деятельности, проектирование можно рассматривать в качестве функции любого педагога любого типа образовательного учреждения, для которого она является не менее значимой, чем организаторская, гностическая или коммуникативная.

Е.С. Евдокимова указывает, что с точки зрения дошкольного образования, проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. Другими словами, это интегрированная деятельность по достижению определенной цели. Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование [4, с. 77]. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Проектная деятельность или проектирование актуальна сегодня тем, что развивающемуся обществу нужны именно такие современно образованные нравственные творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Так сказано в концепции досрочного социально – экономического развития РФ, в которой представлена современная модель образования, ориентированная на повышения качества образования.

Именно поэтому, в своей профессионально-педагогической деятельности я  использую        проектный         метод.  На базе МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №7» г. Бийска был реализован исследовательско-творческий проект: «Неизведанное рядом». Название проекта было выбрано   неслучайно. Небольшую группу детей, в составе 3-х человек, заинтересовала нашумевшая по всей стране новость о том, что в г. Челябинске упал метеорит, и они решили больше узнать о неизведанном космосе.

Работа над проектом проводилась в три этапа:

  1. Подготовительный.

На данном этапе осуществлялся совместный сбор информации материала о космосе с участием детей и родителей. Участники, задействованные в проекте, изучали литературные источники, видео материалы, интернет ресурсы. С огромным удовольствием ребята посетили  библиотеку.  Приходя в детский сад, воспитанники делились полученными знаниями.

  1. На втором этапе была организована экскурсия в планетарий, посещение мемориалов г. Бийска. Кроме того воспитанники активно вели наблюдения за небом в утренние и вечерние часы. Затем каждому ребенку было предложено ответить на следующие вопросы:

- как устроена солнечная система?

- имя первого космонавта?

- что еще есть в космосе, кроме звезд и планет?

3.  Третий заключительный этап был практического характера. За весь период проекта, дети многое узнали о космосе, собрали всю информацию. Итогом работы над проектом стало совместное творчество – настольная  модель «Солнечной системы» из бросового материала. Модель получилась очень необычная, наглядно показывающая вращение планет вокруг солнца.

В результате проделанной работы, была представлена презентация совместной деятельности на уровне детского сада, приуроченная ко Дню космонавтики, на которую были приглашены все участники проекта, а также дети старших групп и все желающие. Ребята делились накопленным опытом, используя модель «Солнечной системы». Презентация проекта состоялась. Радости детей не было границ, а родителям было важно увлечься тем, что интересно их детям.

В перспективе я планирую:

- продолжить работу в данном направлении;

- провести праздник  «Космическое путешествие»;

- создание групповой библиотеки (книги о космосе, о космонавтах; иллюстрации; наборы открыток; пополнение видеотеки «Этот загадочный мир);

- экскурсия в музей космонавтики имени Г.Титова (с. Полковниково).

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества и партнерства между всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, а также позволяет целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребенка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказать и обосновать свое мнение.

Такой подход к организации работы способствует появлению у педагогов нового взгляда и современной позиции, рождению нестандартной идеи в содержании и организации воспитательно-образовательного процесса.

 Список литературы

  1. Данилина Т.А. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. АРКТИ, 2004. – 96с.
  2. Козлова Т.М., Маханева М.Д. Работаем в проектном режиме // Научно-методический журнал «Методист». – 2011.  -  №8. – с.32-34.
  3. Кузьминов Р.И. Проблема проектирования в педагогической теории и практике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.superinf.ru
  4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).