Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Ивановна Бусуек

 

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Бусуек Татьяна Ивановна, воспитатель структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 «Образовательного центра» с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»

      Я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Прежде всего, осуществление поставленных задач зависит от того, насколько прогрессивно вы смотрите на воспитание и развитие ребенка, от ваших намерений, возможностей, желания работать с детьми с полной отдачей сил.                                                                                                                                                        На протяжении пяти лет я работаю над этой темой. Требования современной жизни таковы, что для успешности в жизни, человек должен обладать рядом качеств. Главными из них являются здоровьекоммуникативность, то есть умение общаться, устанавливать контакты, уверенно и свободно чувствовать себя в любой социальной среде.                                                                            Целью своей работы поставила создание благоприятных условий развития детей и формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с их возрастными  и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями,  развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка,  как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для реализации цели организую  разнообразные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, двигательную, познавательную, исследовательскую, коммуникативную, музыкальную, трудовую.

У детей дошкольного возраста закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческие позиции и многое другое. Все эти способности не возникают сами с себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень, не может осуществляться без разработке инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированный на личность ребенка, на развитие его способностей.

Я создала целостную систему по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через все виды деятельности.

 

 

Совместная деятельность детей и педагогов

 

          
 image image image image image
 
 
 

 

 


Проектная                                               Игровая                                 Вовлечение родителей

деятельность                                           деятельность                        в образовательный процесс

 

 

                      Социально-                          Изобразительная               Экспериментально-

                   коммуникативная               деятельность                      исследовательская

                   деятельность                                                                           деятельность

 

 

Театральная                    Продуктивная                          Двигательная

деятельность                   деятельность                             деятельность

 

Эта система направлена на решение следующих задач:

v    Формировать у детей представление о простейших связей между ближайшего окружения.

v    Воспитывать чувственно – эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение  к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

v    Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к живой и неживой природе.

v    Формировать умение называть свойства предметов.

v    Развивать речь и активизировать словарь.

v    Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.

v    Формировать доброжелательное отношение к окружающим.

v    Стимулировать любознательность и включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Пути реализации задач:

v Создание условий (материальная база, создание предметно-развивающей среды, программное обеспечение).

v Обеспечение непосредственного общения детей с живой и неживой природой.

v Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.

v Вовлечение родителей в организацию образовательного процесса.

v Установление преемственности с учреждениями села.

  Хочется остановиться на некоторых  условиях успешности развития познавательно-исследовательской деятельности. Во-первых, практика показала важность интеграции познавательного развития  с другими областями развития ребенка. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

Во-вторых, комплексный подход к познавательному развитию выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями, предметным окружением, взаимоотношениями  между сверстниками и взрослыми.

Организация образовательной деятельности включает систему работы по ознакомлению детей с окружающей средой, социальной действительностью, в основе которой лежит знакомство дошкольников с знакомство с миром живой и неживой природы, с предметным окружением, с обществом, в котором мы живем, миром предметов, которые помогают им познать окружающую действительность.

 Главным компонентом организации образовательной деятельности  становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами образовательной деятельности могут быть: детский сад и наша группа, профессии, театр – это интересно, моя семья , опыты и эксперименты, растительный и животный мир, секреты неживой природы и другие. Дети получают возможность познакомиться с окружающим его миром, расширить представления о нем, о том непонятном и неизведанном. Образовательный процесс  осуществляется через рассматривание картин и беседу, игры, чтение детской литературы, рассказ воспитателя, просмотр презентаций, проекты, развлечения, во всех вариантах образовательной деятельности  первостепенное значение приобретает словесный метод  - от слова педагога (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание образовательной деятельности, обеспечивает успешный результат обучения.

    В своей работе я стараюсь использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремлении детей познавать мир, учиться, использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. А все это можно реализовать в проектной деятельности. Проектная деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности.

         В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить развитие познавательно – исследовательской деятельности ребенка.

Не только методы и приёмы развивают познавательные способности  детей, но и сама окружающая обстановка, среда образовательного учреждения должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.

Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уюте, в которой все гармонично, функционально, насыщено. Но благодаря творческому подходу, увлечённости, компетентности, инновационным педагогическим приёмам, умению находить в различных ситуациях нестандартные решения педагоги ДОУ смогли реализовать основные принципы построения ПРС: здоровьесберегающей, развивающей, эстетической направленности.

Организованная  мною предметно-развивающая среда позволяет создать в группе  стимулирующую, социальную, игровую, творческую атмосферу,  атмосферу раскованности, в которой ребенок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учиться общаться, оказывать поддержку другому.

Вся работа по развитию познавательно исследовательской деятельности ведется в тесном контакте с родителями.

Эта работа является одной из составных частей моей работы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Работу веду в двух направлениях:

                                              Педагог – родитель

                           Педагог – ребенок – родитель

Главными задачами взаимодействия с родителями считаю:

1.     Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

2.     Создать атмосферу общности интересов.

3.     Активизировать и обобщать воспитательские умения родителей

Таким образом, при совместной работе с педагогами и родителями мы развиваем у детей интерес, любознательность и познавательные  мотивации; формируем  познавательные  действия; развиваем воображение и творческую активности; формируем первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, пространстве и времени, движении и покое и др.), представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника, об особенностях природы.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_busuek.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Бусуек Татьяна Ивановна, воспитатель структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 «Образовательного центра» с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»

      Я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Прежде всего, осуществление поставленных задач зависит от того, насколько прогрессивно вы смотрите на воспитание и развитие ребенка, от ваших намерений, возможностей, желания работать с детьми с полной отдачей сил.                                                                                                                                                        На протяжении пяти лет я работаю над этой темой. Требования современной жизни таковы, что для успешности в жизни, человек должен обладать рядом качеств. Главными из них являются здоровьекоммуникативность, то есть умение общаться, устанавливать контакты, уверенно и свободно чувствовать себя в любой социальной среде.                                                                            Целью своей работы поставила создание благоприятных условий развития детей и формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с их возрастными  и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями,  развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка,  как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для реализации цели организую  разнообразные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, двигательную, познавательную, исследовательскую, коммуникативную, музыкальную, трудовую.

У детей дошкольного возраста закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческие позиции и многое другое. Все эти способности не возникают сами с себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень, не может осуществляться без разработке инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированный на личность ребенка, на развитие его способностей.

Я создала целостную систему по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через все виды деятельности.

Совместная деятельность детей и педагогов

Проектная                                               Игровая                                 Вовлечение родителей

деятельность                                           деятельность                        в образовательный процесс

                      Социально-                          Изобразительная               Экспериментально-

                   коммуникативная               деятельность                      исследовательская

                   деятельность                                                                           деятельность

Театральная                    Продуктивная                          Двигательная

деятельность                   деятельность                             деятельность

Эта система направлена на решение следующих задач:

  • Формировать у детей представление о простейших связей между ближайшего окружения.
  • Воспитывать чувственно – эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение  к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
  • Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к живой и неживой природе.
  • Формировать умение называть свойства предметов.
  • Развивать речь и активизировать словарь.
  • Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.
  • Формировать доброжелательное отношение к окружающим.
  • Стимулировать любознательность и включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Пути реализации задач:

  • Создание условий (материальная база, создание предметно-развивающей среды, программное обеспечение).
  • Обеспечение непосредственного общения детей с живой и неживой природой.
  • Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
  • Вовлечение родителей в организацию образовательного процесса.
  • Установление преемственности с учреждениями села.

  Хочется остановиться на некоторых  условиях успешности развития познавательно-исследовательской деятельности. Во-первых, практика показала важность интеграции познавательного развития  с другими областями развития ребенка. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

Во-вторых, комплексный подход к познавательному развитию выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями, предметным окружением, взаимоотношениями  между сверстниками и взрослыми.

Организация образовательной деятельности включает систему работы по ознакомлению детей с окружающей средой, социальной действительностью, в основе которой лежит знакомство дошкольников с знакомство с миром живой и неживой природы, с предметным окружением, с обществом, в котором мы живем, миром предметов, которые помогают им познать окружающую действительность.

 Главным компонентом организации образовательной деятельности  становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами образовательной деятельности могут быть: детский сад и наша группа, профессии, театр – это интересно, моя семья , опыты и эксперименты, растительный и животный мир, секреты неживой природы и другие. Дети получают возможность познакомиться с окружающим его миром, расширить представления о нем, о том непонятном и неизведанном. Образовательный процесс  осуществляется через рассматривание картин и беседу, игры, чтение детской литературы, рассказ воспитателя, просмотр презентаций, проекты, развлечения, во всех вариантах образовательной деятельности  первостепенное значение приобретает словесный метод  - от слова педагога (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание образовательной деятельности, обеспечивает успешный результат обучения.

    В своей работе я стараюсь использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремлении детей познавать мир, учиться, использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. А все это можно реализовать в проектной деятельности. Проектная деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности.

         В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить развитие познавательно – исследовательской деятельности ребенка.

Не только методы и приёмы развивают познавательные способности  детей, но и сама окружающая обстановка, среда образовательного учреждения должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.

Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уюте, в которой все гармонично, функционально, насыщено. Но благодаря творческому подходу, увлечённости, компетентности, инновационным педагогическим приёмам, умению находить в различных ситуациях нестандартные решения педагоги ДОУ смогли реализовать основные принципы построения ПРС: здоровьесберегающей, развивающей, эстетической направленности.

Организованная  мною предметно-развивающая среда позволяет создать в группе  стимулирующую, социальную, игровую, творческую атмосферу,  атмосферу раскованности, в которой ребенок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учиться общаться, оказывать поддержку другому.

Вся работа по развитию познавательно исследовательской деятельности ведется в тесном контакте с родителями.

Эта работа является одной из составных частей моей работы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Работу веду в двух направлениях:

                                              Педагог – родитель

                           Педагог – ребенок – родитель

Главными задачами взаимодействия с родителями считаю:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
  2. Создать атмосферу общности интересов.
  3. Активизировать и обобщать воспитательские умения родителей

Таким образом, при совместной работе с педагогами и родителями мы развиваем у детей интерес, любознательность и познавательные  мотивации; формируем  познавательные  действия; развиваем воображение и творческую активности; формируем первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, пространстве и времени, движении и покое и др.), представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника, об особенностях природы.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.