Lego-конструирование - самая известная и распространенная в настоящее время педагогическая система

Пономаренко Иветта Наумовна

 

 

 - конструирование

 

 

- самая известная и распространенная

в настоящее время педагогическая система

 

 

Лего-конструирование – это предметно-игровая среда обучения и развития ребенка, где используются трёхмерные модели реального мира. Мы знаем, что введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причём они рассматриваются на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие познавательных процессов у ребёнка. А это означает – чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, моя задача, как педагога по LEGO–конструированию, состоит в организации условий, провоцирующих детское действие! Такую стратегию обучения помогают реализовать образовательная среда LEGO. LEGO – это всегда новое открытие, новая идея! Новый толчок к развитию нестандартного мышления. LEGO–конструирование готовит детей к пониманию современных технологий. С помощью моделей, которые ребёнок создаёт своими руками, он сам «строит» своё знание, свой интеллект. Детское творчество проявляется в замысле и поиске средств его реализации.

 

 

Учитывая

Современные

требования –

LEGO

является

частью

 непрерывного

образования.
  

 

 

Анализируя свою работу с детьми по LEGO-конструированию , хочу отметить, что в силу своей педагогической универсальности LEGO-технология служит не только важнейшим средством развивающего обучения, но и целенаправленно способствует укреплению здоровья детей. Здоровьесбережению служат занятия познавательного характера, которые формируют внимательное отношение ребёнка к своему организму, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев. Но очень важно создать на занятиях и во время игры атмосферу эмоциональной комфортности и психологического комфорта, с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.

 

 

 

 

У меня есть несколько правил создания необходимых условий для здоровьесберегающей деятельности ребёнка.

Самое главное – не давать детям скучать. Что это значит? Для каждого ребёнка определён вид деятельности, все включены в процесс, заинтересованы в достижении результата, явно получают от этого удовольствие и ждут продолжения.

 

 

 

 

 

 

Второе правило – программа занятия насыщенна и разнообразна. Дети реализуют свои навыки по LEGO–конструированию, выполняют логические задачи. Я включаю игры на внимание и сообразительность: «Палитра», «Пицца», «Кубики Никитина», «Найди фигурке место», «Зоопарк из Тарамбуко». И конечно подвижные игры и эстафеты: «Кочки на болоте», «Напольный лабиринт», «Черепашка», катаются на доске, играют в «Мяч на резинке».

 

 

 

 

 

 

 

Третье правило – в игре есть отличившиеся дети, но нет проигравших. Кто-то был самым лучшим конструктором, кто-то интересным рассказчиком, кто-то самым сообразительным, а кто-то скромным. Все дети проявляют себя по-разному, но заслуживают похвалы!

 

 

Ожидаемый результат.

Весёлые лица детей, их глазки горят, они горды тем, что справились с заданиями, и они не хотят, что бы этот праздник заканчивался!

 

 

А главное условие успеха взрослого (педагога, родителя) в достижении воспитательной и образовательной цели – это понимание того, что малышу, как любому человеку, кажется, что всё, что он делает непосредственно нужно кому-то! Но кому? Вот почему в наши дни так популярны LEGO–конструкторы (LEGO в переводе с датского языка означает «умная игра»). Потому что с их помощью можно создать реальную картинку жизни современного ребёнка. В этом LEGO – мире, всё как в жизни.

 

 

И что самое главное – этот мир взрослеет, наполняется новым содержанием и смыслом вместе с ребёнком. В этом мире – ребёнок главный! От него многое зависит. Только он (ребёнок) сможет построить дом для «кого-то», спасти «кого-то»…Таким образом, дети становятся защитниками и помощниками. Ребёнок учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки. LEGO–конструирование наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания. А чувства ребёнка, их переживания- подлинны и искренни.

 

 

Современная познавательная среда «LEGO», «LOGO» и «Спектра», помогают нашим детям развивать свою творческую, познавательную активность и демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Именно интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процесс воспитания, обучения, развития и помогает осуществлять коррекционную работу с учётом офтальмологических требований.

 

 

Для меня, как для любого воспитателя, педагога, ребёнок с особенностями развития – прежде всего РЕБЁНОК!

В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Особенные дети, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждаются в том, чтобы окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. В настоящее время детки с офтальмологическими особенностями посещают коррекционные группы и я, работая с такими детьми, обязательно на своих занятиях по LEGO–конструированию, даю задания коррекционной направленности. Таким детям я стараюсь предлагать посильные задания и обязательно интересные каждому. Этот принцип помогает мне включить каждого ребёнка в общую деятельность. Я убеждена, что в компании здоровых сверстников, под присмотром мудрых и чутких взрослых, готовых принять нетипичное поведение особенного ребёнка, адаптировать его к обычной жизни, а жизнь – к ребёнку, у такого ребёнка обязательно получится открыть себя для себя и для других. Общение со здоровыми сверстниками даёт ребёнку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. А для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению доброжелательности, великодушия, человеколюбия. Все люди нуждаются друг в друге!

 

 

В моей работе большое и важное место занимает работа с родителями. Особое удовольствие мне доставляют родители, которые присутствуют на моих занятиях, прислушиваются к моим советам и рекомендациям, принимают участие в конкурсах и фестивалях.

И как результат – наша команда родителей и детей принимала участие в Московском городском фестивале по LEGO– конструированию «Москва – вчера, сегодня и завтра».

 

 

 

А вовлечение семьи в работу с ребёнком крайне необходимо. С этой целью я провожу с родителями неформальные встречи. Хочу отметить, что родители очень заинтересованы в занятиях по LEGO–конструированию детей. Многие родители, по просьбе детей, купили конструктор LEGO для домашних игр. Наша леготека, в некотором смысле, является экспериментальной лабораторией: детям разрешается брать любые материалы, размещённые в открытых контейнерах и использовать их в соответствии со своими целями. Ребёнок понимает, что в его силах собрать что-то своё, новое! Я выступаю в роли помощника. Таким образом, происходит процесс ненасильственного обучения. Именно такой подход согласуется с общими тенденциями современной школы. Этот процесс становится ещё более увлекательным, когда и родители участвуют в создании LEGO–конструкций. В результате, дети приобретают навыки партнёрского общения не только со сверстниками, но и взрослыми: педагогами, родителями.

 

 

 

В данном контексте игровая среда LEGO выступает как инструмент, позволяющий моделировать и исследовать ТАКИЕ ВАЖНЫЕ ПОНИЯТИЯ, КАК РОДИНА И СЕМЬЯ.  Придумать интересную историю, сказку – это обязательное условие при защите своей работы. Дети, конечно, фантазируют – но у них увеличивается словарный запас, вырабатывается научный стиль речи. Они учатся анализировать, сравнивать.

 

 

На своих занятиях я знакомлю детей с работами известных LEGO–изобретателей, в т.ч. с книгами по LEGO–конструированию американского LEGO–изобретателя Шона Кенни. С его работами с большим интересом знакомятся и родители. Мы знаем, что в мире существовало всего 4 Леголенда: в Биллунде (Дания), в Виндзор (Великобритания), в Калифорнии (США), в Гюнцбурге (Германия), а теперь в Москве в ДОУ № 340 (Россия).

В нашем Миниленде дети играют в «настоящую жизнь» и строят её из конструктора LEGO. Здесь есть парковая зона и зоопарк, современные дома и старинные особняки, даже дворцы и замки, королевство рыцарей и принцесс. Это – Дуплоленд. В этой части LEGO–города с удовольствием учатся играя самые маленькие посетители.

 

 

 

Ребятам постарше интересно самим создавать игрушки по схемам и образцам, а также по собственным представлениям.

 

 

Особых знаний и мастерства потребовалось от детей для создания «Космического города».

 

 

В результате – украшением космического города стали Дипломы за участие в 2011 и 2012 году в Фестивале проектно-исследовательских работ в рамках всероссийских гагаринских чтений.

 

 

Важный элемент моей работы - взаимодействие и сотрудничество с городской экспериментальной площадкой I уровня по подготовке инженерных кадров «школа – ВУЗ – предприятие». Наш проект мы назвали: «Орлята учатся летать!» В создании моделей «космической техники принимали участие дети из разных групп (3-4-5). Презентация детских работ по данной теме проходила на Международной молодежной научной конференции «ХХХVIII Гагаринские чтения», в секции «Юные учёные» 21 марта 2012 года. Работы наших маленьких учёных были удостоены Дипломов МАТИ – Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского.

Наш LEGO – город посещают родители и другие гости. Многие работы детей вызывают у гостей восторг. Очень важно, что родители проявляют искренний интерес к LEGO–конструированию. Особый интерес у родителей и детей вызывает мой рассказ о том, что Шон Кенни создал в зоопарке Филадельфии (США) выставку «Живые существа: зиллион кусочков живого разнообразия» (зиллион – общее название очень больших чисел), в которой он обращает внимание на проблему исчезновения некоторых видов животных. В некоторых вольерах в этом зоопарке вместо настоящих животных находятся LEGO–аналоги. Наши дети тоже дополняют зоопарк Дуплоленда – фигурками животных, собранными по собственному замыслу из LEGO–кирпичиков.

 

 

 

 

 

 

Мы, взрослые, знаем, что дети лучше всего учатся в процессе игры–исследования, творческого моделирования и конструирования. Игровая среда LEGO в этом случае, является прекрасным источником обучения и вдохновения ребёнка.

Мои занятия по LEGO – конструированию посещают дети из 10 групп: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 – обычные группы 7-8-9-10 – коррекционные группы. Занимаюсь я по подгруппам от 15 до 30 минут. Занятия проходят во второй половине дня.

На занятиях по LEGO – конструированию я, как педагог, стараюсь соединить в сознании и чувствах детей живой мир, мир слов и творческое конструирование. Раскрыть их взаимообусловленность и необходимость. Именно в условиях взаимосвязи художественного творчества, в данном случае это LEGO–конструирование и интересного литературного материала и языкового обучения, более успешно формируется не только комплекс конструкторских или определённых речевых умений ребёнка, но формируется полноценная личность ребёнка.

Основной целью моей работы было и остаётся – реализация образовательной программы по дополнительному направлению (LEGO–конструирование), помочь детям приобрести новые полезные навыки, содействовать физическому, эмоциональному и социальному развитию детей.

Мой приоритетный принцип – каждый ребёнок – «ЛУЧШИЙ»!

 

А наградой пусть мне будет

любовь детей и уважение родителей!

 

 

 

Педагог дополнительного образования по

LEGO–конструированию:

Пономаренко Иветта Наумовна.

 

 

Комментарии

Пономаренко Иветта Наумовна

Учатся у тех, кого ЛЮБЯТ!
Я учусь - у своих воспитанников!
Пономаренко Иветта Наумовна.