СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Тайсаева Кристина Анатольевна

 В дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии, в соответствии с ФГОСДО нацелены на сохранение, обогащение и поддержание здоровья, всех участников педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей и законных представителей ребенка. Термин «здоровьесберегающий преподавательский технологический процесс» подразумевает деятельность, направленную на решение проблем сохранения, приумножения и поддержания здоровья участников педагогического процесса. Мнения ученых о способах решения этих проблем расходятся. Так, родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» Н.К. Смирнов, утверждает, что их можно рассматривать, как техническую базу здоровьесберегающей педагогики, как комплекс форм и методов организации обучения детей без вреда для их здоровья, как характеристику любого педагогического процесса по качеству его воздействия на здоровье ребенка‐дошкольника и педагога. Он считает, что понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любого педагогического процесса, показывающего, насколько при его реализации решается задача сохранения здоровья основных участников образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать, как пример сохранения здоровья и как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения [1. с. 6].

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании нацелены на:

− обеспечение высокого уровня здоровья воспитанника детского дошкольного учреждения и формирование валеологической культуры поведения в быту;

− совокупность разумного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;

− знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его;

− валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи;

− валеологическое просвещение родителей и становление культуры здоровья педагогического коллектива.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации подразделяются на:

− медико‐профилактические;

− оздоровительно‐физкультурные;

− технологии социально‐психологического благополучия воспитанника;

− здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического коллектива дошкольной организации;

− валеологическая грамотность родителей;

− здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОО создают условия сохранения и приумножения здоровья детей, под руководством медперсонала ДОО, в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, при помощи медицинских средств:

− системы мер по профилактике заболеваний;

− углубленный медицинский осмотр с участием специалистов из городской детской поликлиники;

− исправление возникающих функциональных отклонений;

− отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих 2–3 группу здоровья);

− реабилитация соматического состояния здоровья;

− противоэпидемиологическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующим СаНПиНом;

− санитарно‐гигиеническая деятельность всех служб ДОО.

Физкультурно‐оздоровительные технологии нацелены на общее физическое развитие и укрепление здоровья воспитанника, развитие физических качеств, двигательной активности и формирование валеологической культуры дошкольников:

− закаливание (прогулки, обливание рук до локтя водой комнатной температуры, КГН);

− недели здоровья;

− спортивные праздники;

− спортивные развлечения и досуги;

− беседы по валеологии;

− соревнования;

 − прогулки‐походы.

Технологии здоровьесбережения и образования педагогического состава – технологии, направленны на развитие валеологической грамотности педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие познавательного интереса к здоровому образу жизни.

Внедрение принципов здоровьесбережения в работу педагогов ДОО осуществляют:

− семинары, тренинги;

− консультации педагогов;

− практикумы для педагогов ДОО;

− обсуждения вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и

медико‐педагогических совещаниях.

Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОО, приобретение ими валеологических умений и навыков. Валеологическое образование родителей – это целенаправленный, непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОО с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей осуществляется с помощью:

− информационных стендов для родителей в каждой возрастной группе освещающих вопросы оздоровления без лекарств;

− информационных медицинских стендов о медицинской профилактической работе с детьми в ДОО;

− приобщения родителей к участию в физкультурно‐массовых мероприятиях ДОО;

− консультаций, бесед с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Современные виды здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОО:

1. Ритмопластика – развитие ритмопластических умений в процессе развития слуха и умения координировать свои движения с музыкой. Проводится не раньше, чем через 30 минут после еды, два раза в неделю, по 30 минут со среднего возраста. При планировании занятий, включающих элементы ритмопластики, необходимо обращать внимание на художественную ценность музыкальных произведений, соответствующих возрастным показателям, в сочетании с соответствующими возрасту ребенка физическими нагрузками.

2. Динамические паузы (физкультминутки) – двигательные упражнения в  виде физкультминуток в процессе непосредственно образовательной деятельности способствуют снятию застойных явлений, как следствия продолжительного сидения за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Динамические паузы проводятся периодически на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их целью является поддержание умственной и физической работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает на 10–12 минуте занятия, что неблагоприятно сказывается на поведении детей. Дети отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат сигналом необходимости отдыха и начала динамической паузы. Продолжительность физкультминуток 2–3 мин. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Подвижные и спортивные игры – составная часть физкультурной непосредственно образовательной деятельности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОО используем лишь элементы спортивных игр.

4. Релаксация – обязательный процесс для становления здоровой психики. Проводят в любом подходящем помещении. Интенсивность технологии зависит от состояния здоровья детей и целей, которые педагог определяет. Рекомендовано для всех возрастных групп. При релаксации рекомендуют использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Все известные способы релаксации, используемые на занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре. Дыхательные упражнения можно выполнить в любой момент, в случае если ребенок после активной игры не может успокоиться. А расслабляющий массаж делать непосредственно перед тихим часом, помогая погасить двигательную активность.

Виды релаксации:

1. Мышечная.

2. Дыхательная.

3. Звуковая.

4. Аутотренинг.

5. Арт‐терапия.

Технологии эстетической направленности:

− гимнастика для пальчиков;

− гимнастика для язычка;

− гимнастика для глаз;

− гимнастика для органов дыхания;

− гимнастика бодрящая;

− гимнастика корригирующая;

− гимнастика ортопедическая;

− оздоровительный бег (начиная со старшего возраста, проводится в теплые периоды года на прогулке в утренний прием при наличии физкультурной формы и спортивной обуви).

Технологии обучения здоровому образу жизни:

– непосредственно образовательная деятельность по физической культуре;

– игры, направленные на развитие коммуникативных способностей;

– самомассаж;

– точечный самомассаж;

– утренняя гимнастика.

Каждая рассмотренная технология имеет оздоровительную направленность, только в том случае, если используется в комплексе. Здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка правильную мотивацию здорового образа жизни и полноценного развития. Таким образом, на сегодняшний день здоровьесбережение является одной из самых перспективных систем в дошкольном образовании, включающих в себя совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без потерь для их здоровья. Созданная в детском саду система здоровьесбережения позволит ставить цели и решать задачи всестороннего развития социально‐активной, творческой личности [2, с. 6].

Следствием более глубокого внедрения здоровьесберегающих технологий в работу ДОО, станет формирование навыков здорового образа жизни детей, педагогического коллектива и родителей. Более тесное взаимодействие специалистов дошкольной организации в вопросах проведения физкультурно‐оздоровительной работы служит наибольшему проявлению толерантности всех участников образовательного процесса. В последнее время нормативно‐правовая база в вопросах оздоровления дошкольников серьезно развивается. В принципы работы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, внесены более глубокие научно‐методические подходы, которые способствуют созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, не только в ДОО, но и в семьях воспитанников.

В заключении хотелось бы напомнить моим читателям десять неизменных правил здоровьесбережения:

1. Следуйте режиму дня!

2. Придерживайтесь принципов правильного питания!

3. Будьте физически активны!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не подавляйте в себе гнев!

 6. Развивайте интеллект!

7. Будьте оптимистами, гоните прочь уныние и хандру!

8. Прислушивайтесь к своему организму и адекватно реагируйте на его проявления!

9. Стремитесь к положительным эмоциям!

10. Будьте доброжелательны!

Список  используемой литературы:

1. Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности

их применения в ДОУ // Социальная сеть работников образования [Электронный

ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru

2. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ // Со-

циальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://nsportal.ru

3. Здоровьесберегающие технологии: Учебно‐методическое пособие по

физкультуре // Социальная сеть работников образования [Электронный ре-

сурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru

4. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ /

Г.Г. Покрашенко, О.Л. Неняева // Понятие «здоровье». – 2012[Электронный ре-

сурс]. – Режим доступа: http://rpp.nashaucheba.ru

5. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один

из способов модернизации физкультурно‐оздоровительной работы в МДОУ //

Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим до-

ступа: http://nsportal.ru

6. Основные требования к проведению физкультминуток [Электронный ре-

сурс]. – Режим доступа: http://lib.podelise.ru

7. Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников // Соци-

альная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://nsportal.ru

Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развитияЗдоровьесберегательная деятельность ДОУ

8. От адаптивной школы к школе культуры здоровья: Концепция развития

МОУ // Липицкая средняя общеобразовательная школа» (2005–2010 гг.) [Элек-

тронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib2.znate.ru

9. Анкета для родителей / С.Б. Брюханова // МБДОУ «Детский сад» [Элек-

тронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.convdocs.org

10. Современная школа и здоровье учащихся // Фестиваля «Открытый урок»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

11. Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательно‐

воспитательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://nsportal.ru

12. Презентация wizzard [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://rpp.nashaucheba.ru