Развитие творческой самостоятельности дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования

Ребезова Юлия Анатольевна

         Использование различных материалов и применение разных техник развивает детское творчество и обеспечивает непосредственность детского восприятия. От того на сколько будут разнообразны условия в которых проходит творческая деятельность и материалы с которыми работаю дошкольники, напрямую зависит развитие творческой самостоятельности детей.

         Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу использовать необычные сочетания инструментов и материалов. Эти техники универсальны в использовании, что является их несомненным плюсом. Помимо творческого развития нетрадиционные техники рисования помогают закреплять и обогащать знания детей о свойствах предметов, способствуют развитию мышления и других психических процессах, позволяют ребёнку свободно смотреть на мир выходя за рамки образцов и шаблонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blog.docx13.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование различных материалов и применение разных техник развивает детское творчество и обеспечивает непосредственность детского восприятия. От того на сколько будут разнообразны условия в которых проходит творческая деятельность и материалы, с которыми работают дошкольники, напрямую зависит развитие творческой самостоятельности детей.

Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу использовать необычные сочетания инструментов и материалов. Эти техники универсальны в использовании, что является их несомненным плюсом. Помимо творческого развития нетрадиционные техники рисования помогают закреплять и обогащать знания детей о свойствах предметов, способствуют развитию мышления и других психических процессах, позволяют ребёнку свободно смотреть на мир выходя за рамки образцов и шаблонов.

Занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках являются важным средством всестороннего развития детей и способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников, затрагивая все образовательные области, выделенные современным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

Но, к сожалению, у нетрадиционных художественных техник есть и свои минусы. Разнообразие, которое дает нам свободу выбора зачастую не позволяет использование на занятиях с большой аудиторией. Применение этих техник в ряде случаев допустимо на занятиях в подгруппах и предполагает индивидуальный подход, особенно при первом знакомстве с той или иной техникой. Ведь индивидуальный подход – это одно из наиболее важных условий полноценного всестороннего развития личности ребёнка. Он должен базироваться на знании специфических особенностей каждого малыша. И конечно, после любых занятий по изо, а тем более после занятий с использованием нетрадиционных техник, дети оставляют после себя не совсем чистое, вернее совсем нечистое рабочее место, но ведь в этом и заключается радость творчества! В последствии, накапливая свой опыт и получая необходимые знания и умения, дети станут более аккуратными и организованными. И не стоит забывать, что занятия необходимо организовывать соответственно возрасту детей и индивидуальным особенностям. Также важным условием является посильная помощь детей в организации и подготовке к занятию, таким образом происходит его включение в предстоящую деятельность, формируется желание и интерес.

 


 

Комментарии

Сардина Елена Александровна

Очень интересная статья.
У меня своей кружок по ИЗО деятельности,нетрадиционные техники очень нравиться детям.

Ребезова Юлия Анатольевна

Спасибо. И мои воспитанники в восторге.

Валикова Ирина Владимировна

Считаю,что развитие творческой самостоятельности очень актуально, т.к. сегодняшние дети в наш прогрессивный век плохо справляются с какой-либо проблемной ситуацией, не умеют найти нужного решения. Очень важно замотивировать детей, подвести их к тому, чтобы они научились самостоятельно принимать решения. Пускай пока только на занятиях по рисованию. Но ребенок из предложенного набора материалов, например, выберет осознанно (или иногда - интуитивно) тот материал, которым он в данный момент хочет "поработать". Главное, чтобы свою работу ребенок выполнил до конца.
Юлия Анатольевна, из Вашего опыта работы, с какой нетрадиционной техники начинали работать с детьми и как это нововведение приняли Ваши воспитанники?

Ребезова Юлия Анатольевна

Рисованием с использованием нетрадиционных техник я "заразилась" не так давно, 1.5 года назад.Теперь активно "заражаю" своих воспитанников, что им безумно нравится. Первые пробы пера у меня были с ребятами из подготовительной группы. И первый способ необычного рисования у нас был с помощью шерсти. Так как я сама занимаюсь валянием из шерсти, для меня было очень удивительно узнать что шерстью можно еще и рисовать!А какой восторг испытали дети!!! Словами не передать, стоит попробовать самим!

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников - это способ реализовать принцип "учение через удивление"...

Ребезова Юлия Анатольевна

Рисуя необычным способом, ребенок испытывает творческую свободу и подлинную радость. Результат как правило тоже очень эффектный (не шаблонный), что заставляет удивляться, восхищаться и очень мотивирует.

Межова Светлана Леонидовна

На мой взгляд самостоятельность у детей, да еще и творческую, развивать конечно необходимо. Тем более ФГОС ДО конкретно указывает на это - активность, индивидуализация и т.д.
Интересно, а в каком возрасте не рано и не поздно развивать творческую самостоятельность?

Ребезова Юлия Анатольевна

Здесь нет ограничений по возрасту! На своем примере знаю, что взрослые испытывают не меньший восторг, чем дети.
Но что касается работы с детьми, то начинать можно с раннего возраста.Первый приём рисования с которым я знакомлю малышей - рисование пальчиками.Этот способ рисования обеспечивает ребёнку свободу действий, способствует развитию мелкой моторики, которая так важна для формирования речи. Кроме этого малыши получают богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию мозговой деятельности. Именно при таком способе рисования малыши получают подлинное удовольствие и радость от процесса, у них возникает стремление действовать с красками.
В любом случае, выбирая ту или иную технику, необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Межова Светлана Леонидовна

Согласна с Вами. Но все таки необходимо дать сначала какие-то базовые знания, привить необходимые навыки, чтобы в дальнейшем было с чем экспериментировать в творческом порыве. А пробовали ли Вы просто предоставить детям максимальный выбор материалов и предложить из всего этого что-то сделать? Если да, то какой был результат?

Ребезова Юлия Анатольевна

К сожалению без опыта работы с теми или иными нетрадиционными техниками ребята теряются при выборе материала,они просто не знают что со всем этим можно сделать.Получив достаточные знания,дети с удовольствием начинают сами экспериментировать и даже придумывают новые нетрадиционные техники рисования,проявляют свою творческую активность и самостоятельность. Поэтому очень важно направить ребёнка,познакомить,показать как,а дальше он действует самостоятельно и раскрывает весь свой творческий потенциал.

Водянина Елена Михайловна

Замечательная тема для обсуждения, я то же очень люблю рисовать нетрадиционной техникой , а как загораются глаза детей , когда из простой ладошки получился лебедь , здесь и бурная фантазия детей , и творчество , как для малышей , так и для старших , которые уже могут чего то большего придумать , там и выдувание из трубочек и кляксы .

Ребезова Юлия Анатольевна

Приятно, что так много неравнодушных по данному вопросу и творческих коллег!!!

Валикова Ирина Владимировна

А используете ли Вы в своей работе с детьми технику "пластилинография"? Интересная идея, используется педагогами не часто. Этот нетрадиционный вид лепки помогает развивать мелкую моторику, художественно-эстетический вкус.

Ребезова Юлия Анатольевна

Используем с большим интересом и удовольствием.Ведь вместе с пластилином можно использовать макароны,семечки,пластиковые трубочки,ватные палочки и многое другое. Это помогает сделать поверхность более интересной,сложной,рельефной и очень активизирует воображение.

Мальцева Оксана Валерьевна

Очень часто использую в работе с детьми пластилинографию. Детям очень нравится эта техника. Особенно часто используем для создания каких либо конкурсных работ.Есть неплохие результаты.

Ребезова Юлия Анатольевна

А мы в этой технике сделали КРАСНУЮ КНИГУ.

Валикова Ирина Владимировна

Юлия Анатольевна, а есть ли на Вашей страничке фотографии этой Красной книги? Интересно посмотреть на детскую фантазию и безграничное творчество под руководством талантливого педагога.

Муращенко Светлана Алексеевна

Уважаемая коллега Юлия Анатольевна мне бы очень хотелось поближе ознакомиться с нетрадиционными техниками. (рисования и пр), тем более , что мы находимся в одном учреждении. Позволите присутствовать на Вашем Мастер-классе? Тема завораживает своей нетривиальностью,как и всё Ваше творчество.

Ребезова Юлия Анатольевна

Конечно приходите! Буду очень рада.