Картотека игр

Гордеева Ирина Юрьевна

Стоп! Палочка, остановись!

Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему – своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. «О каком животном будем рассказывать?» - спрашивает воспитатель. Кто-то из детей (возможна и предварительная договоренность) предлагает: «Будем говорить про котенка все, что знаем». Воспитатель соглашается и предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (подбор слов-пралагательных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет первое слово (например, пушистый) и передает палочку следующему, он говорит белолапый и тоже передает палочку  и т.д. В результате дети подбирают много разных слов: полосатый, озорной, бедовый, ласковый, усатый, веселый, черноухий, зеленоглазый. … Если кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.

Когда палочка дойдет до середины круга, воспитатель меняет задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать» (подбор слов-глаголов). Эта задача легче предыдущей, поэтому палочка обходит весь круг детей, каждый приносит по одному (по разному) слову: лакает, бежит, сидит, мяукает, мурлыкает и т.д. Постепенно круг играющих сужается за счет допускающих ошибки.

Затем воспитатель предлагает двум детям вспомнить и повторить все названные слова  (какой котенок и что он может делать), чтобы ребята поняли, как много было названо слов и что  все слова были разные. Некоторые слова воспитатель просит повторить так, чтобы все хорошо услышали, как они звучат.

В следующий раз дети могут подобрать кличку котенку (подбор слов-существительных). Аналогично может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц, насекомых, рыб.

 

                     Подумай и скажи.

 

Наглядный материал. Игрушки: птичка, мишка, зайка.   

 - Мы научились с вами дети – говорит воспитатель, - находить и ясно произносить разные слова. Все они звучат по-разному. Но есть среди них и такие, что звучат немножко, похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат похоже!

Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. В начале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получится? Произнеси сразу два слова.

 - Птичка – синичка.

- Хорошо. Кто другое слово предложит?

- Певичка.

- Невеличка.

- Удачные слова, все подходят к птичке и все звучат, похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т.д.

     Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка.

     Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Подскажи Петрушке звук.

 

     Наглядный материал. Петрушка, ширма.

     Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должны подсказать дети.

     Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию воспитателя отдельно по рядам и, наконец, индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать непроизнесенный

Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало целиком.

 

Петрушка.                                                                            Дети.

 

На солнышке грелся черноухий котено…                           к.

На него смотрел белолапый щено…                                    к.

Охотники развели в лесу косте…                                       р.

Ученик держал в руке каранда…                                        ш.

Малыш попросил маму купить красный ша…                 р.

На лесную полянку выбежал зая…                                    ц.

В зоопарке жили

Сло…                                                                                     н.

Бегемо…                                                                               т.              

Крокоди…                                                                            л.

По стволу стучал пестрый дяте…                                   л.

Белочка спрятала орешки в дупл…                                   о.

По двору бродили пету…                                                   х.

Куриц…                                                                               а.

Утк…                                                                                  и.

 

 

 

 

 

                             Поймай мяч.

 

     Дети стоят в две шеренги лицом к друг другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Начинается игра по сигналу воспитателя. Если кто-либо называет слово не правильно, тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол – очко теряется. Воспитатель и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок – потерянные очки. Затем игра повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.

     Эта игра имеет варианты:

·       Каждый ребенок вспоминает сразу два слова – короткое и длинное. В данном случае жюри определяет по часам, какая шеренга быстрее справилась с заданием.

·       Дети одной шеренги придумывают короткие клички для котенка, дети другой – короткие клички для щенка. Воспитатель записывает ответы и потом зачитывает их. Сообща решают, чьи ответы были наиболее удачными.

·       Воспитатель предлагает вспомнить слова, похожие по звучанию, короткие, разрешает придумывать и «свои» слова, даже такие, которых нет. Сначала подбирают слова дети одной шеренги, например, к слову нос (трос, пос, мос, рос, кос, фос), затем дети второй шеренги – к слову пол (кол, гол, мол, бол, лол, дол). Все слова воспитатель записывает, затем зачитывает: победители определяются сообща.

 

 

 

 

 

 

 

                           Что нужно кукле?

 

     Наглядный материал. Предметные картинки: мыльница с мылом, полотенце, зубная паста, зубная щетка, тарелка, чашка, чайник, ложки (чайная и столовая), вилка.

     Воспитатель выставляет картинки на стенде и просит ребят назвать каждый изображенный предмет, сказать для чего он нужен и какие звуки слышны в его названии. Ответы должны быть индивидуальные. Затем он предлагает детям отобрать для куклы Нины картинки с предметами, которые необходимы для умывания. Сначала лишь те, в названии которых слышится звук «л» (мыло, полотенце), потом со звуком «т» (зубная паста, зубная щетка). Далее дети должны отобрать картинки с предметами, нужными кукле для еды: сначала опять со звуком «л» (тарелка, ложка, вилка), потом со звуком «к» (чашка, тарелка, вилка), со звуком «ч» (чайник, чашка).

     Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили название предмета, выделяли голосом нужный звук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Кто в избушку проник?

 

«Стояла в лесу избушка на курьих ножках без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни животные, ни птицы. Лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что же в ней находится. Первым проползло через щелочку то насекомое, в названии которого был звук «к». кто это был? (комар, мотылек). Затем насекомые со звуком «у» (муха, паук, гусеница), со звуком «с» (оса, стрекоза), со звуком «м» (муравей, еще одна муха). Вдруг подползло насекомое с коротким названием. Догадались, кто это? (жук). Проверьте на своих звуковых линеечках, действительно ли в слове жук мало звуков: слово – название короткое и звучит, когда его произносишь недолго. Вслед за жуком в избушку стали проникать насекомые, название которых были длинные ( бабочка, саранча, еще одна гусеница, стрекоза, мотылек, муравей….).

Оказались все они в избушке, видят – в центре стол стоит и лапки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Мухи-цокотухи хозяйничать начали, всех чаем угощать. Напились чаю, истории друг другу рассказывать стали. А потом домой порасползлись».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Что неверно?

 

     Предварительно воспитатель разъясняет значение отдельных слов: комбайн, косари.

     Детям дважды читают стихотворение «верно ли это?» и предлагают найти несоответствие в некоторых разах.

 

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар – горек,

Угль бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь плясать мастак!

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд….

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут?

 

                                                                              (Л. Станчев)

 

     Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение еще раз, предлога слушать внимательнее.

 

                                            

 

 

 

 

                   Волшебный замок.

 

     «Высоко в горах стоял замок. Жила в этом замке добрая волшебница Фея с красивой дочерью и с умным сильным сыном. Сына звали так, что в его имени был звук «с». Как его могли звать? (дети называют имена, в которых есть этот звук.) А дочку звали так, что в ее имени был звук «ш». Как ее могли звать? («Маша», Даша, Саша, Шура», - называют дети).

     Недалеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. Орбод имел сына. В его имени не было ни звука «с», ни звука «ш». Как его могли звать? (Дети называют имена, в которых нет этих звуков: «Дима, Витя, Петя и т.д.)

     В саду доброй Феи во все времена года росли красивые цветы, и было там много разных зверей и птиц. В названии одних животных был звук «с». Какие это были животные? ( собака, лиса, сова, аист). В названии других были звуки «з» и «зь». Какие это били животные? (коза, заяц, обезьяна, зебра).

     В саду злого волшебника Орбода росли только колючки да крапива, а дом его охраняли лишь только те животные, в названии которых не было звука «с», ни звука «з». Какие это были животные? (тигр, лев, леопард, шакал).

     У Феи была волшебная палочка. При помощи нее она могла превращать одни предметы в другие. Стоило ей дотронуться своей палочкой до предмета, в названии которого был звук «с», как он превращался в предмет, в названии которого был звук «ц». Например, ссстакан она могла превратить в цццветок, сссоль в кольцццо. Сейчас мы тоже будем превращать одни предметы в другие. ( Воспитатель предлагает одним детям называть предметы со звуком «с», а другим превращать их в предметы со звуком «ц» - создает игровую ситуацию) При назывании слов дети должны выделять голосом звуки «с» и «ц».

     Злой волшебник Орбод тоже мог превращать одни предметы в другие, но в такие, где оба этих звука («с» и «ц») отсутствовали. В какие предметы он мог превратить ручку, диван, кровать, пальто, веник и т.д.? (дети называют)

     В саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой весь год висели крупные сочные яблоки. И тот, кто съедал волшебное яблоко с этой яблони, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука «с», другое – со звука «щ». Сыну Орбода очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми. А вы можете подобрать такие слова (предметы) со звуками «с» и «щ»? Кто подберет их, тот попадет в волшебный замок. ( Воспитатель предлагает детям называть по два слова, одно из которых начиналось бы со звука «с», другое – с «щ». Повторять уже названные слова нельзя)»

     В процессе занятия воспитатель следит за тем, чтобы все дети принимали активное участие, правильно подбирали слова на заданные звуки, анализировали ошибки, допущенные их  товарищами