Конспект НОД по реализации ОО «Музыка» для детей подготовительной группы «Детям о творчестве П.И. Чайковского».

Овсянкина Елена Валериевна

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось количество людей, любящих её, находящих в ней, утешение и опору».  П. И. Чайковский

 

Цель:

Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.

Задачи:

-дать детям представление о П. И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу, русского человека.

-вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года», побуждать детей к активному восприятию музыки;

-познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него;

-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;

-научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.

Ход занятия.

Муз. рук:

Добрый день, ребята!

Мы сердечно рады видеть сегодня в нашей музыкальной гостиной!

Сегодня наш рассказ будет посвящён творчеству известного русского

композитора Петра Ильича Чайковского, музыку которого знают во всём мире, а его произведения исполняют лучшие музыканты планеты.

175  лет  тому назад в г. Воткинске родился мальчик и назвали его Петей.

В семье было много детей. Петя был младшим.

Все его любили, с ним всегда было радостно и интересно.

Он был неистощим на выдумки, на забавные истории, веселые игры.

Но была у него одна странность, которая всех удивляла.

Иногда он вдруг задумывался, бросал игру и

уходил куда-нибудь в дом или сад. Оставаясь один,

он сосредоточенно к чему-то прислушивался.

А прислушивался он, к звукам, раздававшимся, внутри него.

Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия.

Мелодии звучали громко, порой часто ему мешали.

Соведущий:

Однажды произошёл такой случай. В доме были гости.

Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали.

Петя был оживлён и весел. Но к концу вечера так утомился,

что ушел к себе в спальню раньше всех.

Когда в комнату вошла мама, он не спал, а плакал.

Мама спросила, что с ним, он отвечал, указывая на голову:

«Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле, в комнате

Никакой музыки не было. Но Петя настаивал:

«Избавьте меня от неё. Она не даёт мне покоя».

Муз. рук:

Все чаще и больше звуки мелодий захватывали мальчика.

Он садился за рояль, пробовал сыграть звучащие в нём мелодии

и даже сочинить свои.

Соведущий:

Как то раз мама уехала в Петербург, он уселся за рояль,

Напевал и подбирая на клавишах сочинил песенку,

Которую так и назвал: «Наша мама у ехала в Петербург».

Песенка вышла немного грустная, но ведь это и правда грустно,

когда мама уезжает.

Муз. рук:

Мальчик долго не знал, что будет музыкантом, но уже тогда

Почувствовал, что через музыку можно передать свои самые

Разные чувства любовь к людям, природе. в музыке можно передать

и весёлое и грустное, смешное и очень серьёзное.

Когда Петру Ильичу исполнилось 10 лет, их семья переезжает

в г. Санкт-Петербург. Здесь будущий композитор поступает в

училище правоведения, семья хочет, чтобы он стал юристом.

В это же время, он начинает серьёзно заниматься музыкой,

часто посещает оперный театр, где на него оказывает сильнейшее

впечатление музыка и постановки опер М. Глинки, В. Моцарта и др.

В1861г. П. И. Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию.

Соведущий:

По окончании Петербургской консерватории с золотой медалью.

Чайковский переезжает в Москву, преподавать в Московской консерватории.

И, с этого времени он целиком посвящает себя музыке.

Пётр Ильич Чайковский – композитор, творчество которого,

проявилось во всех музыкальных жанрах, от маленьких детских пьес

до самых сложных, таких, как опера, балет, концерты для фортепиано с оркестром, симфония.

Музыкальный руководитель:

СИМФОНИЯ – сочинение для оркестра, состоит

из нескольких частей, разных по характеру, может выразить

не только разные чувства и настроения, но и великие события,

как например, звучащая сейчас симфония № 6 «Патетическая»

Слушание фрагмента.

Соведущий:

П. И. Чайковский подлинно русский композитор, его по праву

Считают создателем русской классической симфонии.

А почему? Сейчас вы, послушав только один маленький отрывок,

Из «4-ой симфонии», где композитор использует очень известную

русскую народную песню, а какую, вы сейчас догадаетесь,

всё поймёте и обязательно ответите на этот,

казалось бы, очень сложный вопрос.

Слушание фрагмента

Музыкальный руководитель:

Ребята, кто мне скажет, какую песню использовал П. И Чайковский?

Ответы детей.

Вы правы, народную песню «Во поле берёза стояла»

Берёт в основу, как главную тему, композитор и развивает

Во всём блеске и многообразии звучания симфонического

Оркестра. А теперь послушаем ещё один музыкальный фрагмент.

Слушание музыкального фрагмента в исполнении

Большого симфонического оркестра

(«1 –ый концерт для ф-но с оркестром»)

Музыкальный руководитель:

Ребята, это балет. А балет- это музыкальный спектакль, где содержание музыки раскрывается в движении, пластике, в позах .

П. И. Чайковским написано три балета. Кто знает, как они называются?

Дети:

«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Соведущий:

Правильно, молодцы. Давайте сейчас послушаем фрагмент одного из этих знаменитых произведений.

Звучит «Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

Музыкальный руководитель:

 

Ребята, узнали?

Ответы детей:

 

Муз.рук:

Конечно, это произведение известно на весь мир.

Большое место в творчестве Чайковского занимает музыка для детей

Этот цикл фортепианных пьес называется «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» .

П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.

Как-то Чайковский приехал погостить на Украину, в семью своей сестры В свободное время композитор любил возиться со своими маленькими племянниками. У сестры Чайковского было семеро детей, и Пётр Ильич без устали придумывал для них праздники с разными развлечениями и танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник пытался научиться играть на фортепиано, и это у него не очень хорошо получалось. Петру Ильичу стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, запоминающихся, с интересными названиями.

Мы с вами знакомы с этим альбомом. В нём встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Сейчас мы послушаем фрагмент одного знакомого вам произведения и поговорим о том, какие детские впечатления и настроение передаёт нам П. И. Чайковский в этой пьесе языком Музыки.

Мы с вами знакомы с этим альбомом. Сейчас мы послушаем фрагмент одного знакомого вам произведения и узнаем, о каком событии, о каких детских впечатлениях, о каком настроении говорит с нами П. И. Чайковский в этой пьесе языком Музыки.

Звучит «Болезнь куклы».

Муз. рук:

Ребята, сейчас музыка нам рассказала целую историю.

У девочки заболела кукла.

Она горюет над её кроваткой. Слёзы капают, а кукла тяжело, тяжело вздыхает.

Соведущий:

Музыка – напевна, красива. Слушая её очень легко представить: и зимний лес, одетый белым снегом, и весеннее пробуждение природы, и хмурую осень. Ребята, давайте с вами поиграем. Будет звучать музыка, а вы должны отгадать, о каком времени года нам рассказывает это произведение.

Игра «Угадайка»

1. Звучит фрагмент «Осенняя песня».

Муз. рук:

Ну что, ребята, кто сможет нам рассказать, о каком времени года

идёт речь, в этой муз. картинке?

Ответы детей.

2. Звучит фрагмент «Подснежник» .

Муз. рук:

А теперь, где мы побывали?

Ответы детей.

Молодцы! Очень хорошо слушаете и представляете! Браво!

Творчество П. И. Чайковского еще при жизни композитора

Получило широкое признание. В наше время его музыка известна во всём мире, его произведения исполняются лучшими музыкантами.

Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской Консерваториям, многим театрам оперы и балета, Концертному залу в Москве.

Во многих городах установлены памятники П. И. Чайковскому, проходят музыкальные конкурсы им. Чайковского.

Дом, в котором композитор провёл последние годы жизни

И создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-Музей

П. И. Чайковского. Уже больше ста лет прошло с тех пор, как нет Чайковского,

Но два раза в год в день его рождения и в День памяти композитора,

Выдающиеся пианисты исполняют его великие сочинения на рояле, на котором играл композитор.

Соведущий:

Ребята! Сегодня мы с вами коснулись только малой частицы

Творческого наследия великого русского композитора.

В заключение этой встречи с Музыкой Петра Ильича Чайковского,

наши девочки исполнят нам прекрасный танец-

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Муз. рук. :

Ребята, сегодня мы слушали прекрасную музыку, она вызывала у нас разные чувства и мы о них говорили. Музыку можно не только слушать. Под музыку можно мечтать, грустить или радоваться, петь, танцевать. Музыку можно даже нарисовать. Я предлагаю вам, ребята, выполнить дома несложное задание- попробовать нарисовать музыку, которая особенно понравилась и запомнилась вам сегодня или то, что вы чувствовали, когда слушали произведения П. И. Чайковского. Ведь наверняка вы представляли себе какие-то образы или картины природы. Дома нарисуете, а на следующем занятии мы с вами сделаем выставку ваших работ и поговорим о них.

Литература:

1. Энциклопедия «Балет». М., Издательство «Советская энциклопедия», 1981.

2. Дет. Энциклопедия «Культура», авт. сост. Н. В. Чудакова, ООО «Издательство»АСТ-ЛТД, 1997.

3. В. П. Россихина «Беседы о классической музыке», М. «Просвещение», 1980.

4.«Слово о музыке»: Рус. композиторы Х1Х в. Хрестоматия, М. «Просвещение», 1990.

5. П. И. Чайковский. «Детский альбом» 24 пьесы для фортепиано.