приёмы наглядного моделирования

Немченко Наталья Анатольевна

Рассмотрим приемы наглядного моделирования, используемые в работе над такими видами связного монологического высказывания, как:

  •          пересказ;
  •          описательный рассказ;
  •          творческий рассказ.    

            Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

    Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  •          усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  •          формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  •          передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,

и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Например, воспитатель рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. На следующем этапе используем картинно-графический план. Все модели выступают здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).

    С помощью картинно-графического плана (мнемотаблицы), представленного  как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и стихи.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

        Составление описательных рассказов.

    Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

    Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Поэтому сначала учим  детей выделять существенные признаки предмета.

         принадлежность к родовидовому понятию;

         величина;

         цвет;

         форма;

         составляющие детали;

         качество поверхности;

         материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

         как он используется (какую пользу приносит)?

         за что нравится (не нравится)?

     По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

    Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

 

        Творческий рассказ.

   Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.  

     Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

     В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

         предметные картинки;

         силуэтные изображения;

         геометрические фигуры.

    Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

         ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом;

         педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

         конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

         ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;

         и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

         Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  •          добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  •          формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

         применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.