Открыто о наболевшем.

Сухорукова Галина Павловна

Работаю с группой третий год,  С самого начала  в группе выделялись 5 человек , которые  дрались, оговаривались, все плохие, только они хорошие. Дети  в группе хорошие ( плохих и не бывает), слушают , раскрыв широко глаза, очень любят театрализованные игры, драматизации сказок. Даже сейчас, уже прошло три часа , как пришла с работы, а все не выходит из головы- как же научить детей общаться, уметь слушать и слышать друг друга?

      Разработала комплексный план по развитию социально- коммуникативных навыков, с целью сделать группу дружной, сплоченной, чтобы дети научились обращаться друг к другу за советом или помощью. Этот план внедряю второй год. И  вот вижу, что многие дети уже понимают, что от них хотят, уже говорят :"Давай, договоримся",уже мои озорники слушают меня, могут сдержать свои эмоции, но пришли дети из других групп, которые продолжали жить по своим правилам, с ними надо начинать все с начала, если бы в группе в смену было бы два воспитателя, сейчас такого бы не было.От нашей группы шарахаются воспитатели, когда нужна подмена. Вот такая ситуация:смотрю на детей: сидят за столиками, играют в настольные игры. Особо подвижным надоело, понятно, быстро устают, один из  озорников (№1) схватил игрушечный утюг и бегает за другими (№2,3,4). Останавливаю, подходить, конечно не хотят, смотрят настороженно,  тихим голосом, ласково предлагаю рассказать им о утюге, его историю. Подходят недоверчиво ( не накажу ли?),  беру большие иллюстрации русской избы и начинаю "искать" старинный утюг. К нам подходят еще несколько детей, рассматриваем, обсуждаем, оказывается кто-то на даче нашел такой же старый утюг, предлагаю принести в группу. Девочки захотели поиграть с пальчиковым театром, а я предложила им подумать, в какую они сказку хотят  поиграть и показать детям. Девчонки очень обрадовались , только решили показать "Свою" сказку. Только девочки взяли ширму, дети стали расставлять стульчики, оживленно договариваясь, кто с кем еще покажет историю, обращаясь ко мне за устанавлением очередности. Но, озорники тоже не дремлют, они схватили ширму и стали ее раскачивать. Хохот, визг. Но это нормально добившись тишины, я обратилась  ко зрителям, что надо убрать игры со столов, а потом рассаживаться. Но вот и началось импровизированное представление пальчикового театра,  но озорник №1, стал мешать им, укорчить рожицы( его гопкампания поддерживала его хохотом), предложила ему держать ширму, но он захотел то же показывать сценку, девочки от его участия отказались. Тогда №1 сказал:"Я  буду охранником", но и это ответственное дело его не удержало: заглядывал под занавески, выдергивал фигурки, №2,№.3;4 хохотали до слез. А другие дети  смотрели кто недоуменно, кто грустно. Я поблагодарила от имени зрителей девочек и предложила зрителям:"А сейчас берегите свои животики( дети притихли), №1 покажет вам очень смешную сценку. Он умеет рассмешить".

     Но вот тут то у него не получилось, от ширмы отошли все, кроме озорников. №1  подбежал ко мне: "Верните всех, пусть меня слушают. Мы же все разные, все можем ошибаться, но надо сначала подумать, а потом делать". И вот так всегда. Хочет быть в центре, но слушать других не хочет. Не может. И он такой не один.  

Смогу ли я научить этих  детей  умению строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять) умению слушать и понимать обращенную к нему речь?
 Буду рада и прислушаюсь к  вашим  комментариям.