Нетрадиционное рисование

Здраствуйте уважаемые коллеги ! Я бы сегодня хотела вам немного рассказать что такое нетрадиционное рисование.  

 Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своих рисунках. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании находится у них на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.
      Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей любого возраста. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывается её развивающий характер, и идет направление на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его способностями.

     Сколько в мире интересных вещей и предметов (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, палочки, шишки, листочки и т. д.), с помощью их можно развить интерес, любопытство, творчество, воображение и фантазию детей.

    Нетрадиционные техники рисования позволяют раскрыть в полной мере возможности художественных материалов. Кроме того, здесь нет строгих правил, как нужно рисовать. Это в своем роде баловство. Ребенку разрешается творить как он хочет и чем хочет. Даже если мы не готовим ребенка в великие художники, хотя кто знает, нетрадиционные техники изобразительного творчества благоприятно влияют на психику ребенка именно потому, что ребенок не ограничивается в творчестве. Он делает, что хочет. А в реальной жизни вокруг ребенка столько запретов со всех сторон: это нельзя, так не делай и т.д. Так хоть в изобразительном творчестве пусть ребенок «похулиганит», пусть раскроется, раскрепостится. Эту технику придумала, конечно, не я. И до меня ее использовали и после будут. Каждый вносит в эту технику что-то свое. Поэтому у каждого педагога и родителя в частности хочет он того или нет будет своя методика работы в этой технике.

      Я бы хотела вас познакомить с  методами нетрадиционного рисования, которые я использую в своей работе с детьми. Моя группа среднего возраста детей от 4 до 5лет. Используем мы:

1.Рисование по мокрому.

2. Ниткография.

3. Монотипия.

4. Игры с кляксами (кляксография).

5. Пластинография.

6. Рисование расческой и зубной щеткой.

7.Рисование штампом, тычковое рисование, оттиск.

И многое другое….

1.     Перовое что я хотела вам показать это рисование зубной щеткой: на обычном листе бумаге А4 формата изображен кролик,  мы его закрашивали , в этом методе у детей очень хорошо играет фантазия, в данном виде у нас получился огненый кролик. Детям очень необычно в руке держать заместо кисточки зубную щетку.Закрашивая животного, дети видят какой необычный получается рисунок, так как краска ложится полосками, и рисунок получается немного объемным.

Еще один метод с зубной щеткой – это разбрызгивание. На листе форматом А4 изображен лебедь, на него накладывается краска методом разбрызгивания, разными цветами. На разноцветном фоне получается белый лебедь,в самом конце с детьми обводим контур ватными палочками. Получается законченый рисунок.

2.     Следущий метод это – оттиск отпечатками фруктов, в данном случае это былот яблоко, дети сами наносили на на половинку яблока краску и оставляли отпечатки на листе бумаге. Делали рисунок по своему воображению.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

3.     Оттиск смятой бумагой – ребята смянали бумагу разных размеров,макали в краску и методом отпечатка закрашивали круг. В нашем случае получились лица с веселым настроением.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

4.     Тычок жесткой полусохой кистью – на листе бумаге изображены яблоки. Дети методом тычка закрашивали яблоко, использую минимум краски. Получилось очень красиво.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

5.     Тампонирование ватными палочками – так как на улице весна, мы с детьми решили сделать выставку цветов. Этот метод очень аккуратный, очень красивые картины получаются. Детям нравится сама техника рисования.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

6.     Монотипия предметная – тоесть изображаем один предмет, в данном случае это бабочка, рисуем на половинке листочка половину бабочки, складываем лист друг с другом, открываем и получается полноценная картинка.Рисунок получается методом отпечатка.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

7.     Рисование по мокрому – здесь мы используем  –губка, вода, лист бумаги формат А4, краски гуашь. Мочим губку в водичке, мокрой губкой проводим по листу, лист получается мокрым. Дальше берем кисточку и начинаем изображать картинку, акунаем кисточкув краску и на листе делаем как капельки  все это разводим с водой кисточкой,рисунок делаем  размытый. У нас получилось «Весеннее утро».

Рисование по мокрому
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

8.     Кляксография обычная – в  этом методе, детям очень нравится необычный способ рисования (палочки, и воздух). Мы непросто рисуем воздухом-  развиваем воображение,память, физкультурное развитие идет(разрабатываем легкие).

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
 
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

9.     Кляксография ниточкой – здесь мы с детьми делалали весеннюю ваза с цветами, ребятам очень понравилась сама техника, они все делали с такой охотой что даже стали дома заниматься такой методикой рисования. Брали ниточку,окунали ее в баночку намазывали ее краской, потом клали на листок, дедая фигурку, сверху прикрывали листочек. Левой рукой держали сверху, а правой рукой вытаскивали ниточку получается завиточек, и потомуже брали ножницы и вырезали по форме бутона, приклеивали к вазе.

Материал: бумага, жидко разведенная гуашь,ниточка, мисочка.

 Способ получени :Ребенок опускает нитку в краску отжимает ее. Затем на листе бумаге выкладывает изображение из нитки, оставляя один ее конец свободным. Послеэтого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой. И вытягивает ниточку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 

10.                        Монотипия пейзажная – в этой технике все так же практически одинаково как и предметной монотипии,только здесь мы изображаем пейзаж.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. 
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым

11.                       И последний метод о котором я бы хотела рассказать это Пластинография – это самый легкий метод, и дети его уже в средней группе углубленно изучают. Здесь показаны работы детей совместно со мной, занявшие призовые места в конкурске «Пластилиновая весна». Дети получили дипломы.

 

  Проведен мастер- класс  с педагогами пришедшими на методическое объединение по теме: «Нетрадиционное рисование»,  направление «Ниткография»,  тема композиции «Весенний букет».