Насколько важно развивать эмоциональную сферу.

Максименкова Марина Владимировна

Насколько важно развивать эмоциональную сферу.

В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Но даже люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Изучение человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение, ибо воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям, отношения, соответствующего задачам, нравственным нормам и идеалам нашего общества.

 Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека формируется в раннем и дошкольном возрасте в процессе взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, затем со сверстниками. Умение ребенка распознавать эмоциональное состояние партнера очень важно в общении.

         Проблемы понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием поднимались в трудах немногих отечественных авторов: Былкина Н.Д., Бреслав Г.М., Люсин Д.В., Манеров В.Х., Прусакова О.А.,Сергиенко Е.А., Щетинина А.М. и др.

         Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что проблемой эмоций начал заниматься еще Ч. Дарвин. Существует множество исследований в области проявления эмоций, их возникновения. Так же существуют исследования о развитии эмоций, но именно о понимании эмоций старшими дошкольниками описано очень немного.

Эмоциональное развитие дошкольников – психологически обусловленный процесс, существенно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введения в мир культуры взаимоотношений, мировосприятия, самовыражения.

Установлено что способам выражения собственных эмоциональных состояний и пониманию эмоций другого необходимо обучать. Успешность понимания эмоций других людей во многом зависит от таких факторов как; личностные характеристики, наличие «эмоционального слуха», уровень эмпатии, понимание лицевых паттернов различных эмоций.

Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка идет развитие эмоциональной сферы: обобщение опыта эмоциональных переживаний, формирование понимания собственных эмоциональных состояний, складываются эталоны восприятия эмоционального состояния других людей, формируются умения их выражать.