Главные вкладки

    Элементы ТРИЗ на занятиях по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша

    Бадина Елена Александровна

    Элементы ТРИЗ  на занятиях  по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша

    с детьми дошкольного возраста.

         Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

          На занятиях по познавательному развитию можно использовать методы ТРИЗ совместно с блоками Дьенеша.  Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки",  разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

         Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

    а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

    б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

    в) двух размеров (большой, маленький);

    г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

    Вот несколько  игр с использованием ТРИЗ методики в играх с блоками Дьенеша:

    1.    « ДА-НЕТ». Воспитатель загадывает фигуру и прячет ее. Дети задают вопросы, пытаясь отгадать , какую фигуру спрятал воспитатель. Воспитатель может отвечать на вопросы только Да или НЕТ.

    2.    « Перевертыши» . Воспитатель показывает фигуру , например, желтую толстую. Дети должны показать фигуру с противоположным свойством( желтая тонкая)

    3.     «Найди фигуру по пиктограмме». Дети находят фигуру по заданной пиктограмме.

    4.    « Отрицание». Воспитатель просит показать фигуру , описывая ее с помощью отрицания : не желтая, не толстая, не малелькая.