Главные вкладки

    Адаптированная программа по развитию наглядно - образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

    ЕВДОКИМОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

                Адаптированная программа по развитию наглядно- образного мышления  разработана учителем – дефектологом Евдокимовой М. В. и успешно внедрена в работу МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 24 «Ромашка» г. Воркуты в 2015 году. Программа представлена в виде цикла из 32 занятий, соответствующих лексическим темам образовательной программы ДОУ в течение года.

                Базовой основой каждого занятия является познавательная область, дополняемая элементами музыки, движением и художественным творчеством. Составленная  таким  образом, деятельность  повышает тонус, создаёт у детей бодрое, радостное настроение, желание импровизировать и способствует раскрытию творческих способностей. Использование коллективных заданий – коллажей, аппликаций, танцев способствует межличностному общению детей, обогащению их социального опыта. А самое главное, что смешение  различных видов деятельности в рамках одной НОД обеспечивает более эффективное формирование образов- представлений у детей и их осмысление.

                Таким образом, в процессе одной НОД детям предоставляется возможность тщательного всестороннего изучения предмета или объекта, закрепляя новый образ- представление во всех чувственных анализаторах: слуховом, зрительном, тактильном, кинестетическом, благодаря смешению различных видов деятельности. Ведь сама деятельность выступает, как  оперирование образами. В дальнейшем дети начинают оперировать « в уме» сложными представлениями о предметах, их отношениями, свойствами.

                Например, прослушивание музыкальных отрывков, характерно изображающих звуки природы осенью, вместес рассматриванием картин на тему и проговаривание признаков и особенностей этого времени года; а затем рисование или аппликация на изучаемую тему позволяют в рамках одного занятия обрисовать и закрепить во всех анализаторах образ- представление осени у детей с ЗПР. Также, при изучении жизни животных в природе, дети имеют возможность после беседы по иллюстрациям изобразить в движениях под музыку походку медведя или лисицы, передать в психоэтюде страх трясущегося под кусточком зайца, пропеть песню злого волка, а затем выполнить коллективный коллаж «Жители леса», украсив своей работой выставку в родительском уголке.

                Занятия рекомендованы для проведения во второй половине дня и способствуют объединению педагогов для их реализации:  учитель дефектолог, воспитатель и музыкальный руководитель. Перечень игр и упражнений объединён сквозным сценарием и проводится на высоком эмоциональном подъёме, т. к.  интерес к деятельности вызывает аффективно- волевую подоплёку, что обеспечивает естественное повышение работоспособности детей, обеспечивает детям близкую и понятную мотивацию к деятельности, способствует возникновению интереса, а в дальнейшем и любознательности.

    На начальном этапе реализации данной программы дети нуждались в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мыслительной деятельности, так как самостоятельно они принимали лишь наиболее лёгкие задачи. В преобладающем большинстве случаев, воспитанники нуждались в дополнительном повторении инструкции, что было связано с расстройством внимания,  подчас - в прямой помощи в форме практических действий и использования наглядного материала; в случае затруднений - перевода отдельных вербальных заданий на  наглядно-действенный уровень. Дети, в основном, не обладали необходимым запасом более или менее дифференцированных общих представлений. Необходимыми операциями в умственном плане владели недостаточно. Решали некоторые  задачи  при   опоре  на   восприятие   или   непосредственные действия с предметом мысли. Ответы детей отличались ситуативностью, при попытках дать  развернутый ответ, они испытывали значительные затруднения при разграничении главного и второстепенного. Далее, правильно выполненные практические действия дети затруднялись обосновать вербально. Включение в умственную деятельность становилось возможным только при активной ее организации педагогом: выделении объекта мысли, определения последовательности действий и т. д. По ходу работы дети постоянно нуждались в наводящих и подсказывающих вопросах педагога.

                Работу по развитию наглядно- образного мышления у детей с ЗПР  старшего дошкольного возраста я проводила, с учётом их развития, в следующих направлениях:

    I.

    Ø  Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно- образному мышлению.

    Ø  Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.

    Ø  Формирование у детей понимания явлений, связанными между собой причинно- следственными зависимостями.

    Ø  Формирование понимания последовательности событий, изображённых на картинках.

    Ø  Формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

    II.

    Ø  Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов.

    Ø  Формирование способов овладения действиями замещения.

    Ø  Развитие ориентировке в пространстве, способности к наглядному моделированию.

    III.

    Ø  Формирование умений находить предмет по словесному описанию.

    Ø  Формирование умений выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.

    Ø  Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией.

     

    Наряду с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности, я также вводила активное формирование основных функций речи, а также формирование  взаимосвязи между действием  и словом.  Слово  помогаетзакрепить опыт действия, а затем и обобщить способ этого действия, что создаёт условия для формирования полноценных образов-представлений. Сначала я закрепляла в слове цель, условия, в которых действует ребёнок, а также этапы действия, затем подводила детей к словесному отчёту, вначале с помощью наводящих вопросов, затем самостоятельно. Задача состояла в том, чтобы подвести ребёнка к словесному планированию будущих действий. Также  для всестороннего закрепления образа использовала музыкально-двигательные упражнения (походки животных, движения листьев растений), прослушивание музыкальных отрывков (звуки осени-капли дождя, гром в грозу, шорох листьев.)

    Формирование понимания временных и причинно-следственных связей и отношений начинала в практических ситуациях, в повседневной жизни детей. Для этого я выделяла последовательность событий в быту, обращая на это внимание детей; просила детей рассказывать о последовательности действий при одевании, раздевании, подготовке к занятиям. Доводила до сознания детей последовательность событий и объясняла, что при нарушении последовательности событие может вообще не произойти. Понимание последовательности событий и причинной зависимости закрепляла в работе с картинками, изображающими серии последовательных событий. Кроме картинок, предлагала детям небольшие рассказы с описанием результата последовательно происходящих событий. Особое значение уделяла наблюдениям над последовательностью и причинностью явлений в природе. Полученные знания закрепляла в продуктивных видах деятельности (лепка ростков растения на разных этапах, и т.д.), что играет важную роль в умственном воспитании детей с ЗПР.

    Эффективности проводимой мной работы способствовала системная работа с родителями воспитанников: я знакомила родителей с результатами педагогической диагностики детей, осуществляла консультативную помощь при возникающих вопросах обучения, приглашала на занятия. После просмотра занятий проводила беседы, давала домашние задания для детей с целью закрепления пройденного материала.

    Также эффективности работы способствовало тесное сотрудничество с педагогами МБДОУ, т.к. знания, полученные детьми на занятиях учителя- дефектолога, закрепляются на музыкальных занятиях, занятиях по ИЗО, ознакомлении с художественной литературой, на прогулках, в нерегламентируемой деятельности детей, с этой целью мною были заведены   тетради взаимосвязи с воспитателями и специалистами МБДОУ, в которых отмечались направления в работе с детьми для закрепления и уточнения знаний, умений и навыков воспитанников. В период проведения исследовательской деятельности я  выступала с опытом работы на совете педагогов,  также мною были проведены консультации для воспитателей. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации МО ГО «Воркута»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 24 компенсирующего вида «Ромашка» г. Воркуты

    « Челядьöс компенсируйтана видзанiн 24 №-а «Ромашка» » школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд  учреждение Воркута К

    Адаптированная программа по развитию наглядно - образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

       Составитель: учитель – дефектолог Евдокимова М. В.

    Воркута 2015г.

    Пояснительная записка

    Данная адаптированная программа является дополнительной к основной образовательной программе МБДОУ «От рождения до школы». Программа  способствует  решению задач, направленных на совершенствование мыслительных процессов воспитанников, через использование различных форм взаимодействия с воспитанниками, затрагивающих разные стороны умственного развития  и на их основе решение главной задачи - развитие наглядно- образного мышления старших дошкольников с ЗПР.

    Данная адаптированная программа отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов  - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников. Программа предлагается для реализации в компенсирующих группах для детей с ЗПР, а также для групп общего вида, включающих  детей с ОВЗ (ЗПР, лёгкая степень умственной отсталости, аутистические реакции).

    Программа  рассчитана на 1 год обучения и состоит из 32 занятий и предполагает в процессе её реализации объединение педагогов ДОУ – учителя- дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, т. к. в рамках одной НОД используются и музыкально- ритмические, и  песенные фрагменты и продуктивные виды деятельности, и специальная коррекционная работа специалиста.  Занятия планируются во второй половине дня, имеют продолжительность от 30 до 40 минут, что объясняется динамической сменой мезансцен и деятельности детей, а также сменой педагогов в рамках НОД, что позволяет избежать утомляемости детей. Структура занятия включает определённые блоки:

            1-й        блок — организационный.

    В него включены традиционные приветствия с целью обеспечения положительного настроя каждому ребенку. Например: «Доброе утро», «Дружба начинается с улыбки», «Эхо», «Комплименты» и др. А также артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики, психогимнастика, фонопедические упражнения, (которые включают ритмические голосовые упражнения, пропевание гласных) и др.

    2-й        блок — познавательный.

    В нём запланирована организация дидактических, словесных, сенсорных игр, бесед, специальных познавательных заданий, которые содействуют реализации основной программы обучения и воспитания. Содержание этого блока направлено на ознакомление с окружающим миром: игрушками, одеждой, мебелью, объектами живой и неживой природы и т.д.

    3-й блок — музыкальный.

    В этом блоке  осуществляется прослушивание музыкальных отрывков по теме занятия, подпевание песен, потешек, музыкально - подвижные игры, выполнение музыкально - ритмических движений, посредством которых передаются характерные образы изучаемых объектов.

    4-й блок – продуктивный.

    Содержанием этого блока является  закрепление полученных знаний в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Учитывая временные рамки занятия, используется работа по трафарету, рисование предметов по точкам, обводка по контуру, выкладывание формы на пластилиновой основе горохом, дорисовывание, достраивание предмета и коллективная продуктивная деятельность.

    5-й блок — релаксационный.

     В нёмиспользуются  различные упражнения на снятие напряжения.

    В содержании рабочей учебной группы использованы методы и приёмы следующих авторов: Е. А. Стребелевой, Е. А. Екжановой, Л. М. Шипицыной, А. И. Ивановой, И. В. Штанько, В. В. Краевского.

    Программа разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

    - Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

    - Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);

    - Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся;

    - Принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;

    - предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка;

    - обучение строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;

    - обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    - основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью).

            

            Окружающий мир характеризуется многомерностью, включая пространственные, временные, смысловые составляющие. Картина мира формируется в сознании ребёнка в результате её постижения, поиска смысла, причин и следствий явлений. При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество- целостность. Поэтому одна из важнейших задач  дошкольного образования – обеспечение целостной картины мира.  То есть всё, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Основная задача педагога заключается в том, чтобы открыть перед ребёнком мир вообще - научить воспринимать его более широко и разнообразно, используя для этого звуки, слова, жесты, движения, запахи. Любые знания преобразуются мышлением, и в этом смысле являются средством его развития.

            Индивидуальные особенности контингента детей

            с задержкой психического развития.

            У детей данной категории все основные психические новообразования возраста  формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.  В основе ЗПР –лежит  органическое заболевание ЦНС. Особенности развития мышления детей с ЗПР старшего дошкольного возраста заключаются в том, что в данном возрасте  происходит формирование наглядно- образного мышления, появляется возможность решать наглядно- образные задачи:

            

            1. Формирование представлений о предметах- орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности людей;

            2. Формирование умений анализировать задачу;

            3. Формирование  зрительной ориентировки в условиях практических проблемных задач;

            4. Формирование основных функций речи: фиксирующей, сопровождающей, планирующей.  

    У ребенка старшего дошкольного возраста появляется возможность решать наглядно-образные задачи благодаря сформированным к этому возрасту: представлениям о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности людей. Также,  умению анализировать задачу; зрительной ориентировке в условиях практических проблемных задач; основным функциям речи - фиксирующей, сопровождающей, планирующей. Все это формируется у проблемных детей благодаря целенаправленной коррекционной работе по развитию восприятия и наглядно-действенного мышления. В методике по развитию наглядно-образного мышления детей важное место занимает формирование тесной связи между их практическим, жизненным опытом и наглядно- чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.В процессе формирования наглядно-образного мышления,  используются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчет о последовательных действиях; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы. Также,  беседа; сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; выбор и соотнесение иллюстрации с содержанием прочитанного текста; составление по иллюстрациям сюжета соответственно прочитанному тексту; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок и др.

    Организация коррекционно- педагогического процесса при обучении детей с ЗПР имеет следующие особенности:

            1.  Использование метода многоступенчатой инструкции,

    -дробный показ выполнения заданий;

            2. Осуществление пошагового контроля при выполнении задания ребёнком,

    -оказание дозированной помощи,

    -дозирование индивидуальной коррекционно- образовательной нагрузки по интенсивности и по сложности учебного материала;

            3. Смена деятельности во избежание переутомления детей,

    -усиление мотивации в ходе занятия, эмоциональной переключаемости,

    -обесценивание неудачи ребёнка и создание ситуации успеха каждому;

            4. Целостное изучение предметов и явлений, на основе организации пропедевтической работы и активизации различных анализаторов.

    Цель – развитие наглядно- образного мышления дошкольников старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Задачи программы:

    1.Формировать у детей целостное восприятие ситуаций:

    2.Формировать понимание  внутренней логики действий  в сюжете, вкотором предполагается динамическое изменение объектов.

    3.Формироватьу детей понимание   последовательности   событий   иявлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

    4.Формировать умения выявлять связи между персонажами и объектами,рассуждать, делать выводы и обосновывать суждения.

    5.Учить анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

    6.Формировать  обобщённые  представления  о  свойствах  и  качествах предметов, учить овладению действиями замещения и моделирования.

    7.Формировать соотношение между словом и образом.

    Прогнозируемые результаты:

    • Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно- образному мышлению.
    • Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.
    • Формирование у детей понимания явлений, связанными между собой причинно- следственными зависимостями.
    • Формирование понимания последовательности событий, изображённых на картинках.
    • Формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

    II.

    • Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов.
    • Формирование способов овладения действиями замещения.
    • Развитие ориентировке в пространстве, способности к наглядному моделированию.

    III.

    • Формирование умений находить предмет по словесному описанию.
    • Формирование умений выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.

    Перспективное планирование содержания программы

    Тема. Программное содержание.

    Совместная деятельность педагога с детьми.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Оборудование занятий.

    Пропедевтическая работа

    1.

    Осень. Признаки осени.

    Закреплять представления детей об осени. Формировать предпосылки для перехода от решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно- образному мышлению. Развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, связную речь.

    Приветствие «Улыбка». Беседа «Что вы видели на экскурсии?». Слушание песни «Скворушка» М. Панина, рассматривание иллюстраций к песне. Гимнастика для глаз «моргалочки». Составление рассказа по картине «Осень». Этюд «Гроза» (со звуковым сопровождением)

    Упражнение «Найди свой листочек», «Полей цветок», пальчиковое упражнение. Рисование «Осенние листья»

    Колокольчик, цветные карандаши, трафареты с изображением листьев, плоскостные изображения листьев, картина «Осень»,муз. репертуар- песня «Скворушка» М. Панина.

    1. Экскурсия в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе.

    2.Разучивание упражнения «Топни-хлопни»

    Игры: «Кто лишний?», «Разноцветные листья», «Подбери слова».

    2.

    Овощи.

    Закреплять знания детей об овощах. Учить детей составлять описание некоторых овощей. Формировать предпосылки для перехода от решения задач в наглядно- образном плане к наглядно-образному мышлению.

    Активизировать речевую деятельность детей. Развивать мышление, речь, зрительное внимание, сенсорные (тактильные) ощущения.

    Приветствие «Добрые ладошки». Рассматривание картины «На грядке», арт. гимнастика, беседа. Игра «Покормим кролика». Гимнастика для глаз с тренажёром «солнышко».  Координация речи с движением «Овощи». Хоровод «Урожайная» Т. Попатенко, игра «узнай на ощупь овощ».

    Игровая ситуация «Найди свой овощ», дидактическая игра «Разноцветные флажки», лепка «Наш урожай»

    Предметные картинки, натуральные овощи, сюжетная картина «На грядке», флажки двух цветов, пластилин, муз. сопровождение- хоровод «Урожайная» Т. Попатенко

    1.Разучивание речевой игры «Овощи» (Н. Нищева).

    Игры: «Овощной магазин», «Чудесный мешочек».

    3.

    Фрукты

     Закреплять знания детей о фруктах, обобщающее понятие «фрукты», их отличительные признаками. Расширять понимание детьми значения слов. Активизировать речевую деятельность детей. Развивать мышление, зрительное внимание, координацию и выразительность движений.

    Приветствие «Улыбка». Рассматривание иллюстрации «Мой сад», беседа. Игровые ситуации «поможем зайке достать фрукты и овощи», «напои птичку». Музыкальная игра «Садовник». Аппликация «Фруктовый сад» (коллективная работа)

    Пальчиковая гимнастика «Компот», дыхательное упражнение «пух».

    Предметные картинки, натуральные фрукты, массажные мячи, игрушка зайца. Иллюстрация «Мой сад», две разноцветные коробочки, шляпа для игры, кусочки ваты, заготовки для аппликации

    Работа с загадками. 2. Разучивани е речевых игр «Яблоня», «Компот» (Н. Нищева) 3. Игры: «На каком дереве что растет?», «Магазин «Соки», игра с мячом «Кто запомнит больше слов», «Что где растет?». 4. Чтение и отгадывание загадок

    4.

    Фрукты и Овощи. Закреплять навык различения фруктов и овощей. Совершенствовать грамматический строй речи. Формировать понимание внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. Уточнять и активизировать словарь. Развивать диалогическую речь детей; зрительное, слуховое внимания; тонкую моторику, наглядно- образное мышление.

    Приветствие «Добрые ладошки». Артикуляционная гимнастика. Сенсорная игра «Чудесный мешочек». Музыкальная игра «Солнышко и дождик». Гимнастика для глаз со стимулами. Коллективная аппликация «Сад- огород».

    Конструирование из палочек «Построим забор в саду». Дыхательное упражнение «Душистое яблоко».

    Предметные картинки, муляжи фруктов и овощей, карточки с контурными изображениями овощей и фруктов

    1.Отгадывание загадок. 2. Игра «Подбери словечко»

    5.

    Лес. Грибы. Ягоды. Расширять представления детей о грибах и лесных ягодах. Учить детей понимать прочитанный текст и отвечать на вопросы по тексту. Формировать понимание внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. Развитие речевой активности, выразительности речи, эмоциональности, учебной мотивации. Расширение и обогащение словаря по теме.

     Приветствие «Комплименты». Чтение отрывка «Под грибом» В.Сутеева.   Беседа по картинке («Под грибом»). Работа с иллюстративным материалом «Чего не хватает?»  Слушание, поддевание песни « «За малиной в сад пойдём». Словесная  игра с мячом «Один-много».  Рисование «Грибы- ягоды». Релаксация «шум леса»

    Дидактическая игра «Сгруппируй картинки» Массаж ладоней шариками «су- джок».

    Предметные и разрезные картинки с изображением грибов и ягоды, мяч, картинка с изображением девочки, картинка «Под грибом» (Сутеев).

    Разучивание пальчиковой гимнастики «Раз, два, три, четыре, пять».«За ягодкой»; Рассматривание картины «Осень в лесу».

    6.

    Птицы.

    Закрепить представления детей о птицах, строении их тела, особенностях и отличительных признаках. Формировать понимание внутренней логики действий в сюжете, в которой предполагается динамическое изменение объектов. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, выразительность движений, зрительное восприятие и внимание.

    Приветствие «Эхо». Рассматривание картины «У кормушки», беседа по ней.   Игра « Как достать шарик?»  Игра «Кто улетел?»  Речь с движением «Воробей»  Музыкальная игра- инсценировка «Птичий двор». Гимнастика для глаз со стимулами.   Лепка с использованием биструктурного материала «Птичка».

    Пальчиковая гимнастика «Воробышки» Игра с мячом «Назови ласково» (части тела птицы). Дыхательное упражнение «Пёрышко».

    Картина «У кормушки», картинки голубя, воробья, дятла, совы. Игрушки: петушок, курочка, цыпленок. Мяч, шапочки птиц для игры, материал для лепки, шишки, палочки, зёрна, желуди. Перья для дыхательного упражнения.

    1.Загадки. 2. Пальчиковая игра «Воробей». 3. Чтение: В Сутеев «Это что за птица?». 4. П/и «Воробушки и автомобиль».

    7.

    Деревья осенью. Закреплять знания признаков осени. Совершенствовать грамматический строй речи. Формировать у детей понимание явлений, связанных между собой причинно- следственными зависимостями. Развивать речевой слух, связную речь, общие речевые навыки, мышления, памяти. Прививать интерес с удовольствием работать вместе.

    Приветствие «Эхо». Артикуляционная гимнастика.  Загадки.  Упражнения «Ветреная погода», «Увядшие цветы».  Слушание песни «Вот деревья пожелтели».  Речь с движением «Листья». Психоэтюд «Дождь в парке».

    Рассматривание иллюстраций, сравнение деревьев.Дыхательное упражнение «Сдуй листок с ладони». Конструирование на ковролинографе «Дерево осенью» (коллективная работа).

    Изображение листьев клёна, рябины, берёзы. Мяч, картина «Осень». Листочки для дыхательного упражнения. Ковролинограф и набором «Дерево».

    Рассматривание  деревьев на прогулке. Выявление характерных особенностей ветвей, стволов, коры.

    8.

    Волшебные слова. Закреплять у детей умение вежливо общаться друг с другом, используя диалогическую речь. Формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно- следственными зависимостями. Развитие внимания, памяти, речевой деятельности, артикуляционной моторики, формирование наглядно- образного мышления. Развитие пластики движений.

    Объединяющая игра «Клубочек». Беседа по сюжетным картинкам.  Упражнение «Увядшие цветы», «Разбитая чашка».  Музыкальная  игра- танец  « Приглашение»  Аппликация «Узоры». Упражнение в кругу «Дружные ребята»

    Игра с мячом «Волшебные слова». Массаж ладоней ребристыми палочками.

    Деревянная дорожка, разноцветные камешки, клубок ниток. Сюжетные картинки «поссорились», «жадина», «друг». Бумажные квадраты, геометрические фигуры для аппликации.

    Настольная игра «У нас во дворе», игра «кто больше знает волшебных слов».

    9.

    Одежда.

    Учить повторению за взрослым рассказа- описания. Закреплять знания о сезонной одежде. Продолжать формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно- следственными зависимостями. Развитие слухового и зрительного восприятия, связной речи, мышления, внимания, тонкой и общей моторики.

     Приветствие «Комплименты». Загадки про одежду. Гимнастика для глаз со стимулами.  Беседа по картинкам.  Задание «Ранняя весна», «Дождик».  Музыкальная игра «На прогулку мы пошли...»  Релаксационное упражнение «холодно- тепло».

    Артикуляционное упражнение у зеркала «лягушка», «дудочка». Дидактическая игра «Найди свою половинку Рисование по трафарету, раскрашивание.

    Предметные картинки с изображением одежды. Игра «Одеваемся на прогулку», разрезные картинки, массажные мячики. Трафареты для рисования по теме, карандаши

    Знакомство с муз. игрой «На прогулку мы пошли», беседа об одежде.

    10.

    Обувь.

    Закреплять навыки различения одежды и обуви, а также основных цветов. Учить составлять рассказ из двух предложений по образцу. Формирование понимания последовательности событий, изображённых на картинках. Развивать диалогическую речь, артикуляционную и тонкую моторику, зрительное внимание, мышление.

     Приветствие «Комплименты». Игра «Найди такую же». Задание « Утро мальчика», «Одевание на прогулку»  (Е. А. Стребелева). Танец- подражание  «Штиблеты».   Рисование по точкам « Сапоги», раскрашивание.  Психоэтюд «тихо- тихо- тишина»

    Пальчиковая игра «Сколько обуви у нас».  Разрезные картинки «Обувь»

    Предметные картинки с изображением одежды и обуви, разрезные картинки из цикла « обувь», Фонограмма песни «Штиблеты», образцы карточек по точкам «сапоги»

    Разучивание пальчиковой гимнастики «Сколько обуви у нас»

    11.

    Зима.

    Закрепить представление о смене времен года. Расширить словарь по теме «Зима». Учить составлять рассказ по серии картинок. Формировать целостное впечатление об изображениях  на серии картинок. Развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое, целостное восприятие, мышление, тонкую и общую моторику. Формировать начала экологически грамотного поведения.

    Приветствие «Эхо». Рассматривание серии картинок «Ёлка»,  составление рассказа по ним.  Задания « Ветка», «Зимние забавы» (Стребелева Е. А.) Дидактическая игра «Что не подходит?» Хоровод «Белая метелица».

    Пальчиковая игра «Снежок».Дыхательное упражнение «Снежинка» аппликация «Снеговик».

    Картинки с изображением осени и зимы. Предметные картинки признаков зимы, серия картинок из 3-х сюжетов «Ёлка». На каждого ребенка набор для аппликации «Собери Снеговика

    Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок», хоровод «Белая метелица».

    12.

    Новогодний праздник. Учить повторять рассказ-описание за педагогом со зрительной опорой. Расширять словарь по теме. Формировать умения выявлять связи между персонажами и объектами на картинках, рассуждать и обосновывать суждения. Развивать речемыслительную функцию, тонкую моторику, связную речь.

     Приветствие «Улыбка». Упражнение « Вечерняя сказка», «Семья» (Стребелевой Е. А.)  Хоровод «Новый год». Конструирование из бумаги «Фонарики»  Словесная игра « Какой он- Новый год?»

    Пальчиковая игра «Добрый дед Мороз». Гимнастика для глаз «моргалочки».

    Елочные игрушки, колокольчик, наклейки, принадлежности для конструирования из бумаги, иллюстрации к упражнениям.

    Разучивание диалога «Медведь», хоровод « Новый год», рассматривание картин, как дети украшают комнату к празднику.

    13.

    Зима. Новый год. Закрепить знания детей о новогоднем празднике. Расширить словарь по теме. Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов. Развивать целостное восприятие, зрительное и слуховое внимание, дыхание, связную речь. Закреплять правила безопасного поведения на новогоднем празднике.

    Приветствие «Добрые друзья». Упражнение «Сложи картинку», «Узнай на вкус»  Составление рассказа «Новый год» (Последовательные картинки).  Пение песни по теме  (на выбор детей) Коллективная аппликация « Наша ёлочка». Психогимнастика « Загадай желание».

    «Украсим Елочку» (Коллективная работа с магнитным конструктором у мольберта). Дыхательное упражнение «Разноцветный снег».

    Предметные и сюжетные картинки по теме, картина «На ёлке», карточки, колокольчик, принадлежности для коллективной аппликации, большая ёлка из бумаги. Мольберт и магнитная мозаика, изображение ёлки (из бумаги).

    Воспитатель проводит с детьми беседу о празднике «Новый год», вспоминает, как наряжается елка. Психогимнастический этюд «загадай желание».

    14.

    Домашние животные. Учить составлять рассказ по картине. Расширять словарь по теме. Формирование у детей действий замещения. Развитие внимания, наглядно- образного мышления, связной речи, тонкой моторики

    Приветствие «Улыбка». Чтение педагогом стихотворения «Котята» С.Михалкова.   Рассматривание и беседа по картине «Скотный двор».  Музыкальная игра с движениями «Я хрю- хрюшка!»  Упражнение «Зверюшки на дорожках»

    Пальчиковая игра «Бобик, Бобик». Сенсорная игра «Угадай чей голос?» (в звукозаписи, с опорой на картинку).  Разрисовывание бумажных фигур животных на выбор детей.

    Картина «Скотный двор», Бумажные фигуры животных по выбору детей, цветные карандаши, фонограмма песни «Я хрю- хрюшка!»

    Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка» Разучивание движений к игре «Я хрю- хрюшка!»

    15.

    Транспорт.Формировать обещающее понятие «Транспорт». Расширять словарный запас по теме. Продолжать учить детей овладевать действиями замещения. Развивать диалогическую речь, речевой слух, мышление, общую и тонкую моторику, творческое воображение.

    «Дружба начинается с улыбки». Дидактическое упражнение «Разноцветные вагончики», «Подбери нужные колёса».  Слушание песни «Плывёт, плывёт кораблик...» Подвижная игра «Самолёты».

    Выкладывание дорожки из гороха по пластилиновой основе (дорожка). Конструирование из геометрических фигур «Транспорт».

    Предметные картинки «транспорт», нарисованный поезд без колёс, фигуры на выбор, горошинки, пластилиновые дощечки, фонограмма песни , Михалкова «плывёт, плывёт кораблик».

    Разучивание подвижной игры «Самолёты».

    16.

    Зимующие птицы. Закреплять знания детей. Расширять словарь по теме. Учить детей ориентироваться в пространстве. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, связную речь, развивать способности к наглядному моделированию, зрительное восприятие и внимание.

     Приветствие «Повтори за мной». Загадки о птицах.  Повторение рассказа о синице (с опорой на картинку).  Подвижная игра  « Где спрятался жучок?  Пение песни «Сорока- сорока».

    Пальчиковая игра «Кормушка», «Птичка веток набрала». Практическая работа «Разрезные картинки». Дыхательное упражнение «Пёрышко».

    Предметные картинки с птицами, разрезные картинки, игрушка птицы, большая картина о синице.

    Подвижная игра «Снегири», Разучивание пальчиковой гимнастики «Кормушка», знакомство с песней «Сорока- сорока».

    17.

    Профессии.

    Формировать представление у детей об обобщающем понятии профессии. Расширить словарь по теме. Развивать речевую активность, связную речь, зрительное и слуховое восприятие. Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию.

    Приветствие «Эхо». Рассматривание картинки «В магазине», обсуждение. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».  «Музыкальная игра «Мы- шофёры».  Речь с движением «Как живёшь?»

    Массаж кистей рук грецкими орехами. Работа в тетради «Обведи по контуру».

    Большие картинки с изображением людей различных профессий, предметные картинки к профессиям, карточки с точечными изображениями предметов по теме.

    Разучивание диалога «Веселый магазин», экскурсия в магазин. Чтение произведения «Кем быть?» С. Маршака

    18.

    Профессия почтальон. Учить составлять описательный рассказ о предмете, находить предмет по словесному описанию. Расширять словарь по теме. Развивать речевую активность, связную речь, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Формировать навыки сотрудничества.

    Приветствие «Улыбка». Рассматривание иллюстраций по теме, обсуждение. Словесная игра- описание «Отгадай, о чём я говорю?»   Музыкальная игра «Кому письмо?» Релаксационное упр. «Устали, отдохнём».

    Пальчиковая игра «Что принёс почтальон?» Гимнастика для глаз «Моргалочки». Рисование «Открытка для друга»  

    Иллюстрации по теме  «Почтальон», предметные картинки, атрибуты одежды, конверты, почтовый ящик. Игрушка Почтальон, бумажные открытки, карандаши.

    Сюжетно- ролевая игра «Отправь письмо».

    19.

    Дикие животные.

     Дать представление детям о жизни животных в природе. Формировать умение выбирать картинку- действие по словесному описанию. Развивать познавательную и регулирующую функцию речи, мимику, интонацию. Развивать наглядно- образное мышление.

     Приветствие «Добрые друзья». Рассматривание плаката «Кто в лесу живёт». Беседа по иллюстрациям «Жители леса».  Упражнение «Уборка», «На реке» (Стребелева Е. А.)  Музыкальная игра- драматизация «На лесной лужайке». Релаксация «Бабочки».

    Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». Коллективная аппликация «В лесу».  

    Иллюстрации по теме, шапочки к игре- драматизации, принадлежности для аппликации, заготовка для аппликации «Лес», бумажные бабочки.

    Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик», разучивание подвижной игры «Заяц Егорка», чтение сказки «Заюшкина избушка».

    20.

    Дикие и домашние животные зимой.Формировать представления детей о жизни животных в природе зимой. Учить детей выбирать картинку- действие по описанию. Развитие связной речи, наглядно- образного мышления, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики,навыков ориентировки на плоскости.

    Отгадывание загадок.  Упражнение «Ёж и кот», «Верный друг» (Стребелева Е. А.) Музыкальная игра «На лесной лужайке». Словесная игра «Кто лишний?»  

    Пальчиковая игра «Идёт бычок» Работа с карточками «Дорисуй животное».

    Плоскостные фигуры диких и домашних животных, предметные картинки, игра «Угостим животных», шапочки для игры «На лесной лужайке».

    Пальчиковая гимнастика «Зайка». Игры «Путаница», «Детеныши животных», «Отгадай и нарисуй». Чтение: Ефименкова Л. «Человек и животные», Жукова Н. «Кролик», Чарушин Е. «Корова», «Коза», «Свинья». «Белка», Ушинский К. «Еж и заяц».

    21.

    Комнатные растения. Образовательные задачи: Расширить представления детей о растительном мире. Учить отвечать на вопросы связно. Формировать умение сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией. Развивать речевую активность, эмоциональность, наглядно- образное мышление, внимание, графические навыки.

    Приветствие «Комплименты». Рассматривание растений, беседа. Работа с карточками «Части растения». Гимнастика для глаз с тренажёром «солнышко». Дидактические игры: «Заботливый петушок», (Стребелева Е. А).  Логоритмическая игра «Росточек», импровизированный  танец парами «Вальс цветов»

    Пальчиковое упражнение «Бутон». Рисование растения по образцу педагога.

    Живые растения в горшках, 1 выкопанное растение с корнем, мягкая игрушка Цветик- самоцветик, музыка «Вальс цветов» П. Чайковского; карандаши, листы бумаги.

    Поливка растений, беседа о бережном отношении к живой природе.

    22.

    Профессии наших мам. Закрепить знания детей о профессиях мам и бабушек. Расширять образный словарь. Продолжать формирование понимание явлений, связанных между собой причинно- следственными зависимостями. Развитие связной речи, тонкой и общей моторики, навыков пространственной ориентировки, наглядно- образного мышления.

    Приветствие «Ладошки». Артикуляционная гимнастика, сенсорное упражнение  «Эхо».  Д/и «Профессии наших мам». Рассматривание иллюстраций И. Гербовой «8 марта», обсуждение.  Координация речи с движением  «Мамины помощники». Подпевание песни «Самая хорошая».

    Пальчиковое упражнение «Вышли мышки…» Дыхательное упражнение «Понюхаем цветок».  «Букет» (рисование пластилином по бумаге).

    Дидактические игры, иллюстрации по теме, цветные картонные открытки, пластилин, иллюстративный материал И. Гербовой «8 марта».

    Разучивание поговорки «При солнышке тепло, при матушке добро». Знакомство с песней «Самая  хорошая».

    23.

    Времена года. Весна. Закрепить представление детей о времени года. Учить составлению простого распространенного предложения с опорой на картинки. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, тактильной чувствительности.

    Приветствие «Ладошки».  Беседа по иллюстрациям на тему. Артикуляционное  упражнение. Упражнение «Закончи предложение», «Ранняя весна» (СтребелеваЕ . А.) Логоритмическое упражнение: «Веснянка»  Релаксация «Тает снег...» ( звуки природы).

    Пальчиковое упражнение «Бутон». Рисование «Подснежники».

      Карточки - символы по количеству детей, картина «Ранняя весна», карандаши, листы бумаги, иллюстрация подснежник. Фонограмма  звуков капели в записи, птичьих голосов.

    Разучивание упражнения «Веснянка», рассматривание иллюстраций о весне.

    24.

    Дикие животные весной.

    Расширять знания детей о диких животных и признаках весны. Продолжать формирование понимания последовательности событий, изображённых на картинках. Развивать зрительное и слуховое внимание, связную речь, наглядно- образное мышление, память, мимику.

    Приветствие «Ладошки». Упражнение «Ветка»,  «Кошка ловит мышку». Музыкальная игра «На лесной лужайке». П/и «Лесной переполох». Коллаж «Просыпается природа»  из природного и биструктурного материала.

    Конструирование из прищепок «Ёжик». Дыхательное упражнение  «Пух»  Упражнение «Найди и назови ласково».  

    Фигурки диких животных, карандаши, иллюстрации по теме, пушинки, прищепки, силуэты ёжиков по количеству детей.

    Разучивание игры «Лесной переполох». Рассматривание картинок диких животных.

    25.

    Перелетные птицы. Расширить знания детей о перелетных птицах. Учить последовательному, выразительному пересказу сказки «Гуси- лебеди». Развитие связной речи, речевого слуха, наглядно- образного мышления.

     Приветствие «Ладошки». Выразительное рассказывание педагогом сказки «Гуси- лебеди» с  использованием иллюстраций, пересказ детьми.  Упражнение «В зоопарке».  Музыкальная игра «Ласточки летели» Релаксакция  «Полетим мы высоко».

    Пальчиковое упражнение «Орёл». Рисование «Птицы».

    Иллюстрации к сказке, плоскостные фигурки или картинки персонажей, карандаши. Иллюстративный материал к упражнению «В зоопарке» (Е. А. Стребелева).

    Чтение сказки «Гуси- лебеди», знакомство с музыкальной игрой «ласточки летели».

    26.

    Домашние животные весной.

     Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. Учить составлять рассказ по картине, анализировать сюжеты со скрытым смыслом. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, навыков ориентировки на плоскости.

     Игра- загадка  «О ком я говорю?» Рассматривание картины «Собака со щенками», беседа.  Логоритмическое упражнение  «Тузик».  Упражнение «Во дворе» (Стребелева Е. А.)  Пение «Хомячок».

    Гимнастика для глаз «моргалочки». Пальчиковое упражнение «Вышли мышки…» Лепка «Корова Бурёнка».

    Сюжетная картина «Собака со щенками», предметные картинки, принадлежности для лепк

    Разучивание упражнения «Тузик»

    27.

    Деревья весной. Закрепить знания о строении деревьев их изменениях весной. Формировать обобщённые представления о свойствах и качествах предметов. Развитие внимания, памяти, сенсорных представлений, наглядно- образного мышления.

      Приветствие «Ладошки». Беседа по плакату «Деревья».  Музыкальное упражнение «Клен». Гимнастика для глаз со стимулами. Коллективная работа (аппликация) «Дерево» лепка.

    Пальчиковая игра «Берёзка». Вырезание из бумаги листьев для коллажа. Игра с коврографом  «Собери дерево».

    Раздаточный материал на каждого ребенка — части дерева, предметные картинки, пластилин, натуральные ветки с дерева, коврограф с набором элементов «дерево», заготовки контуров листьев из бумаги, клей карандаш, лист с нарисованным стволом дерева.

    Пальчиковая гимнастика «Почки - листочки»  Игры: «Посчитай деревья» Отгадывание загадок

    28.

    Мебель.

     Расширять представления о мебели, закреплять обобщающее понятие, учить детей овладению действиями смещения. Развивать умение классификации и обобщения. Развивать зрительную и слуховую память, наглядно- образное мышление.

    Приветствие «Улыбка». Загадки по теме. Дидактическая игра «Наша квартира» « Расставь мебель». Гимнастика для глаз с тренажёром «солнышко».  Пение «Много мебели в квартире»

    Пальчиковые упражнения «стол», «стул». Конструирование из строительного материала «Мебель». Разрезные картинки.

    Макет детской комнаты, плоскостные изображения мебели, настольный строительный материал, кусочки тканей и кожи, замши.

    Разучивание песенки «Много мебели в квартире», разучивание пальчиковых упражнений «стол», «стул».

    29.

    Посуда.

    Расширять словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прил. с сущ. женского рода и среднего рода). Обучать суффиксальному способу словообразования. Развитие диалогической речи, силы голоса, слухового и зрительного внимания, зрительного гнозиса и праксиса.

    Приветствие «Эхо». Рассматривание плаката по теме «Посуда», обсуждение, проговаривание названий посуды.Дидактическая игра «Расставь правильно». Слушание, импровизация к песне из сказки К. Чуковского «Федорино горе» «А посуда вперёд, и вперёд...»  Аппликация « Украсим посуду узорами».

    Дыхательное упражнение Ветер- ветерок. Разрезные картинки.

    Предметные картинки, плакат по теме, куклы и набор посуды, картинки к сказке«Федорино горе», принадлежности для аппликации.

    Разучивание упражнения «Посуда», чтение сказки «Федорино горе».

    30.

    Цветы и ягоды. Продолжать знакомство с растениями луга и сада. Продолжать учить составлять описательный рассказ. Формировать соотношение между словом и образом. Развивать связную речь, общие речевые навыки, наглядно- образное мышление.

     Приветствие «Букет». Упражнение « Что цветок расскажет о себе?»,« Увядшие цветы» (Стребелева Е. А.)   Пение «Колокольчик голубой» Рисование красками «Букет»

    Пальчиковая игра «Сплетем себе венок» (Датешидзе).Дыхательное упражнение «Одуванчик»

    Предметные картинки цветов, дидактические игры, фонограмма песни «колокольчик голубой»,  изображение одуванчика,  краски, контурное изображение букета с разными цветами, образец раскрашивания.

    Разучивание пальчиковой игры «Сплетём себе венок», рассматривание изображений цветов и ягод, проговаривание некоторых названий.

    31.

    Насекомые.

    Закреплять представления о насекомых. Активизация и расширение словаря по теме.  Продолжать соотносить словесный текст с иллюстрацией. Развитие диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, наглядно- образного мышления.

    Приветствие «Букет». Загадки (комар, пчела). Рассматривание плаката «Насекомые», обсуждение. Упражнение «Летом». Фонетическая зарядка «повтори звук». Музыкально- ритмическое   упражнение « Добрый жук».

     Лепка на бумажной основе « Бабочка».  Релаксация «Полет комарика».

    Предметные картинки, картина «Насекомые», коробочка, маленькие игрушки насекомых», шапочки жуков,картонные  листы, пластилин, проволока ( для усов), Фонограмма песни «Добрый жук».

    Разучивание музыкально- ритмического упражнения «Добрый жук», рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».

    32.

    Времена года. Лето. Закрепить представления о лете. Продолжать формировать умения сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей картинкой. Развитие пространственного, образного мышления, речи, внимания.

    Приветствие «Букет». Игровая ситуация «Когда это бывает?»  Составление картины «Лето» на панно, беседа по ней.  Д/и «Что подходит? Почему?», «Дождик».Гимнастика для глаз со стимулами «мотылёк». Аппликация «Летняя полянка».

    Слушание, выполнение танцевальных движений под фонограмму песни «Лето». Релаксация « Я на солнышке лежу».

    Пейзажные картина «Лето», предметные картинки, ковролинографс набором элементов по теме «лето». Пластилин, цветной картон. Фонограмма песни «Лето», Звуки природы- дождь, пение птиц.

    Речь с движением «Мотылек», «На лужайке»