Инклюзивное образование.

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Инклюзивное образование (включенное образование, совместное обучение) - это процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в обычных общеобразовательных детских садах и школах вместе со сверстниками, более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование.

        Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Федеральный закон  от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но при этом является ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Цель инклюзивного образования - не подменить систему специального обучения в целом, а планомерно изменять систему образования через сближение двух ее подсистем - общей и специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования, тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.

Инклюзивное образование (включенное образование, совместное обучение) - это процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в обычных общеобразовательных детских садах и школах вместе со сверстниками, более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Основы и принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование - это право каждого ребенка и взрослого, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить свой вклад в его развитие.

Следует также отметить, что в основу инклюзивного образования положена идеология, которая, исключая любую дискриминацию детей и обеспечивая равное отношение ко всем людям, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Таким образом, каждый участник образовательного процесса должен иметь равные возможности для получения качественного образования, каждого принимают и считают важным членом коллектива, все участники процесса должны учиться воспринимать сверстников как равноправных собеседников и партнеров по общению, а человеческие различия - как характерные особенности индивида.

Плюсы инклюзивного образования:

  • создание в образовательной организации специальных условий воспитания, обучения для детей с ОВЗ;
  • создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей;
  • обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами;
  • подготовка детского, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения и воспитания, которые являлись бы комфортными для всех детей, способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество;
  • формирование в сообществе навыков толерантности, т. е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы: в идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом.

Взаимодействие специалистов

Для успешного осуществления инклюзии детей с ОВЗ в образовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей - без дискриминации и пренебрежения.

Инклюзивное образование оказывается принципиально невозможным без организации междисциплинарного взаимодействия специалистов, что является базовым компонентом формирования инклюзивной образовательной среды.

Такое командное взаимодействие определяется как межпрофессиональное сотрудничество, направленное на выработку и реализацию единой стратегии развития ребенка с ОВЗ и организацию поддержки его семьи.

Пять основных принципов командной работы:

  1. Признание инклюзии как психолого-педагогической идеологии и стратегии.
  2. Интерес специалиста к смежным дисциплинам, готовность к универсализации и новаторству, овладению новыми знаниями.
  3. Уважение ко всем членам команды, взаимопонимание, искренность, готовность к взаимопомощи.
  4. Равноправное участие всех членов команды в образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы.
  5. Четкое распределение ролей членов команды, соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.

Соблюдение и выполнение этих пяти принципов позволит комплексно и эффективно решать проблемы ребенка и его семьи, оптимально используя ресурсы специалистов, участвующих в командной работе на всех этапах психолого-педагогического сопровождения.

Параметры эффективности такого междисциплинарного взаимодействия:

  • учет способностей и уровня развития ребенка, его ресурсных возможностей;
  • приоритетность задач адаптации и социализации;
  • учет межличностных отношений между субъектами инклюзивной среды;
  • адекватная последовательность «подключения» к работе с ребенком «нужного специалиста в нужный момент»;
  • участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами.

Целью междисциплинарного взаимодействия является поиск эффективных технологий и решений в области организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса.

Специалисты ПМПк