Формы и методы взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС дошкольного образования.

Филимонова Марина Николаевна

 

Содержание:

1.     Введение.

2.     Принципы работы взаимодействия с семьей.

3.     Задачи работы педагогов с семьей.

4.     Условия реализации основной Программы взаимосвязи с семьей.

5.     Формы взаимодействия ДОУ и семьи.

6.     Содержание работы взаимодействия педагогов с семьей.

7.     Заключение.

 

   1.         Введение.

Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка. В общении с близкими людьми формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, определяются отношения к людям, их делам и поступкам. Для того, чтобы семья успешно справлялась со своими воспитательными задачами, нужно, чтобы родители знали основные педагогические требования и необходимые условия семейного воспитания.

Донесение до родителей этих знаний – одна из основных задач работы воспитателя с семьей. В основе требований Стандарта ФГОСа к работе с родителями лежит принципы личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия педагогов, родителей и детей.

2.Принципы работы взаимодействия с семьей:

- сотрудничество Доу с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства

3.Задачи работы педагогов с семьей :

- объединение обучения и воспитания на основе духовно – нравственных ценностей, правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

4.Условия реализации основной Программы взаимосвязи с семьей.

          Психолого-педагогическая поддержка родителей в воспитании детей:

- охрана и укрепление здоровья детей;

- вовлечение родителей в образовательную деятельность посредством создания проектов на основе выявления и поддержки семьи;

- консультативная поддержка;

- информационная поддержка;

- поиск материалов, обеспечивающих реализацию Программы;

- возможность обсуждения с родителями вопросов, связанных с усвоением Программы

5.Формы взаимодействия ДОУ и семьи.

1.      Информационно-аналитические формы

.Основная задача – сбор, обработка и использование в работе данных в семье каждого воспитанника, наличие у родителей педагогических знаний об отношении к ребенку в семье, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

•анкетирование – метод диагностики с целью изучения семьи;

•опрос – метод сбора первичной информации о ребенке (устный или письменный);

•беседа-интервью – словесные сообщения, обмен мнениями по вопросам воспитания;

•мониторинг – метод сбора информации о потребностях в педагогической поддержке;

•социологические обследования – определение социального микроклимата семьи.

2.     Познавательные формы:

•общее родительское собрание - координация действий родителей и педагогического коллектива ДОУ;

•групповые родительские собрания - скоординировать взаимодействие воспитателя и родителя;

•педагогическая беседа – обмен мнениями по вопросам воспитания и достижения единой цели;

•круглый стол – обмен мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

•практикум – форма выработки у родителей педагогических умений;

•лекция – психолого-педагогическое просвещение по той или иной проблеме;

•родительские вечера – сплачивает родительский коллектив, поиск ответов на вопросы, которые ставят перед родителями ребенок и сама жизнь;

•родительские чтения – дают возможность изучать литературу по проблеме и участвовать в обсуждении;

•педагогическая лаборатория – обсуждения участия родителей в различных мероприятиях ДОУ и группы;

•дни добрых дел – посильная помощь родителей ДОУ, группе в создании предметно-развивающей среды, творческие работы;

•дни открытых дверей – знакомство с ДОУ, группой, его традициями, особенностями воспитания и образования.

6.Содержание работы взаимодействия педагогов с семьей.

1.     Изучение семьи. Цель: социологическое обследование, определение микроклимата семьи.

- вести дневники наблюдений за семьями воспитанников;

- анкетирование;

- ознакомительный опрос;

- ознакомление с документами воспитанников (медицинские, социологические).

2.     Информирование родителей:

- создание сайта ДОУ;

- создание сайта группы;

- общение по телефону;

- информационные стенды;

- доска объявлений;

- уголок для родителей;

- выставки детских работ;

- папки-передвижки;

- рекламные буклеты;

- памятки;

- рекламы на сайтах;

- видеофильмы из жизни ДОУ и группы;

- печатный материал;

- иллюстрационный материал;

- родительские собрания;

- мини-библиотека для родителей по вопросам воспитания и образования детей;

- фотогазеты, фотовыставки.

3.     Консультирование: очное, семейное, индивидуальное.

- создание стенда «Для Вас, родители!»;

- подбор педагогических консультаций с учетом индивидуальных особенностей детей.

4.     Просвещение и образование родителей:

- организация мастер-классов по запросу родителей, презентаций по выявленной проблеме;

- приглашение специалистов;

- творческие задания;

- подготовка и организация досугов и спортивных праздников;

- семинары для родителей;

- фольклорные праздники;

- праздники памятных дат;

- подборка бесед и консультаций поведенческого и образовательного характера.

5.     Совместная деятельность ДОУ и семьи:

- создание попечительского совета;

- выбор родительского комитета ДОУ, группы;

- организовать дни открытых дверей;

- организация совместных праздников, экскурсий, походов;

- выставка совместных поделок творчества;

- помощь в создании предметно-развивающей среды, семейных коллажей, субботников, досугов;

- помощь в хозяйственно-бытовой деятельности;

- целевые прогулки;

- чаепития, дискотеки;

- помощь в создании комнат-музеев;

- создание уголков народных промыслов, костюмов, атрибутов. 

  7. Заключение.

     Решение задач всестороннего развития ребенка возможно лишь при наличии в системе воспитания единства педагогических требований, предъявляемых общественным воспитанием и семьей.

     Основа этого взаимопонимания – знакомство родителей с требованиями педагогической науки, условиями, методами, приемами общественного воспитания, обобщение, распространение в работе педагога лучшего опыта семейного воспитания.

     Пути и средства работы ДОУ с родителями разнообразны: живое слово, книги, брошюры, печатные издания, наглядная иллюстрация, информационный показ работы педагогов, привлечение родителей к активному участию в жизни ДОУ и группы.

     Разнообразные формы и методы организации этой работы: знакомство с семьями, мониторинг потребностей и возможностей семьи в педагогической поддержке, социологические обследования, определение микроклимата семьи, индивидуальный подход к работе с родителями, консультации, лекции, практикумы, мастер-классы, педагогические беседы и др.

     И педагоги, и родители понимают, что цели и задачи воспитания ребенка в семье и ДОУ едины – вырастить достойного человека, гражданина своей страны.

     Успешное решение этой задачи возможно только при тесном содружестве и полной согласованности действий педагогов и родителей.