Алгоритм работы педагога над темой самообразования

Гальцова Александра Ивановна

Педагог, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» А.Дистервег

Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является повышение профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей с новейшими достижениями педагогики. В связи с этим, неотъемлемой частью педагогической деятельности является самообразование.

Работу по самообразованию можно представить в виде следующего алгоритма:

1.     Подбор темы.

2.     Определение целей и задач.

3.     Подбор источников самообразования.

4.     Создание условий для реализации поставленных задач.

5.     Педагогическая деятельность с детьми, внедрение в работу подготовленного материала.

6.     Оформление результатов самообразования, их трансляция на уровне учреждения, городском, краевом и федеральном уровнях.

В первую очередь, это конечно же выбор темы. Она должна быть актуальной, доступной, может соответствовать годовым задачам ДОО.

Часто педагоги не могут определиться с темой. В связи с этим, коллеги, предлагаю вашему вниманию памятку, где прописаны рекомендации по выбору темы, согласно опыту и педагогическому стажу работы.

Выбирая тему, необходимо выделить из многообразия проблем, ту которая вытекает из наблюдений за детьми, из результатов диагностики, из анализа работ, ту проблему, которую вы видите главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что мне определиться с темой помогло мое увлечение информационно-коммуникативными технологиями. Пробуя внедрять различные формы ИКТ в образовательную деятельность, я поняла, что это интересно детям. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Так же актуальность темы обосновывается новыми требованиями к подготовке будущего поколения и определяется противоречием между потребностью общества в экономически грамотном подрастающем поколении и  недостаточной  разработанностью методического сопровождения, его системного  применения в образовательной деятельности. Отсюда тема моего самообразования «Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно коммуникативных технологий».

Сформулировать тему мне помогли вот такие схемы:

- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;

- развитие (или формирование, воспитание, становление) ЧЕГО-ЛИБО средствами ЧЕГО-ТО (или через ЧТО-ТО).

Как вы видите, тема моего самообразования соответствует третьей схеме «Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно коммуникативных технологий».

Подобрав тему, необходимо определить цели и задачи работы.

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. Задачи – пути достижения поставленной цели.

Далее – подбор источников самообразования. Начните с изучения традиционных методик по выбранной проблеме. Изучите современные взгляды на проблему, используйте опыт других педагогов и других ДОУ.

Источниками знаний могут выступать:

• Телевидение

• Газеты, журналы

•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Курсы

• Семинары и конференции и т.д.

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

Изучив теоретические основы проблемы, необходимо создать условия для реализации поставленных задач. Что это может быть?

- создание предметно-пространственной среды;

- подбор различных форм организации образовательного процесса и видов деятельности в рамках темы;

- создание картотек, подборка игр по теме, самостоятельная разработка учебного материала;

- построение системы работы: первичное и итоговое диагностирование, разработка комплекса занятий, методических рекомендаций и т.д.

Далее непосредственно педагогическая деятельность с детьми, внедрение в

работу подготовленного материала.

Последним пунктом алгоритма является оформление результатов самообразования, их трансляция на уровне учреждения, городском, краевом и федеральном уровнях.

Представить результаты самообразования можно в различных формах:

• Доклад, лекция.

• Защита исследовательской работы

• Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания

• Брошюра,

• Листовка, 

• Буклет

• Открытое занятие

• Проведение семинара, консультации, мастер-класса

• Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.

• Практикум (тренинг) и т.д.

• Тематические родительские собрания

Таким образом, уважаемы коллеги, как вы видите, самообразование не должно сводиться только к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Памятка 127 КБ
Microsoft Office document icon Памятка 226 КБ
Microsoft Office document icon Памятка 337.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Алгоритм работы над темой самообразования

  • Подбор темы.
  • Определение целей и задач.
  • Подбор источников самообразования.
  • Создание условий для реализации поставленных задач.
  • Педагогическая деятельность с детьми, внедрение в работу подготовленного материала.
  • Оформление результатов самообразования, их трансляция на уровне учреждения, городском, краевом и федеральном уровнях.

Формы представления результатов самообразования

  • Доклад лекция.
  • Защита исследовательской работы
  • Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
  • Брошюра,
  • Листовка,  
  • Буклет
  • Открытое занятие
  • Проведение семинара, консультации, мастер-класса
  • Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
  • Практикум (тренинг) и т.д.
  • Тематические родительские собрания



Предварительный просмотр:

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

• Изучение учебной и научно-методической литературы;

• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

• Изучение новых программ и педагогических технологий;

• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

• Формирование основ педагогического мастерства;

• Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

• Проявление творческого потенциала педагога;

• Пропаганда своих достижений;

• Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

• Овладение методикой работы с детьми;

• Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

• одна из годовых задач ДОУ;

• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;



Предварительный просмотр:

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем те, которые вытекающих из результатов наблюдений за детьми, диагностического обследования, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты;
  • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.

2. Не могу правильно сформулировать тему

Формулируйте темы по схемам:

  • ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
  • ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
  • развитие (или формирование, воспитание, становление) ЧЕГО-ЛИБО средствами ЧЕГО-ТО (или через ЧТО-ТО).

Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

3. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:

  • просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
  • ответьте на вопросы: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление и содержание.

С чего начать изучение подобранной литературы:

  • начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
  • изучите современные взгляды на проблему;
  • используйте опыт работы других педагогов и других ДОУ.

4.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, суждения в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условными символами;
  • записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками;
  • пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. Не могу сформулировать цель и задачи работы

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Схема формулирования задач:

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет исследования

Изучить,

исследовать,

проанализировать,

рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать,

экспериментально проверить,

доказать и т.п.

Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства,

возможности,

приемы и т.п.