"О роли поэтического творчества в образовании и воспитании"
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 2051 д/отд. № 1
Группа № 11 воспитатель Кузьмина Г.А.
Роль поэзии в развитии детей старшего дошкольного возраста.
« Зачем и кому нужна поэзия?»
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, воспитате- лями, является развитие культуры чувств у детей. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: « Я открывал детям глаза на красоту мира и, в то же время, стремился донести до детского сердца музыку слова, чтобы слово несло свою радость ». С раннего детства ребенок слышит поэтические строки А.Барто, С.Мар- шака, К.Чуковского. По мере взросления круг интересов ребенка растет, в том числе расширяется список поэтов, чьи стихи находят живой отк -лик в его душе: С. Михалкова и В. Берестова, Г.Остера и Д. Хармса. Работая, в основном, с детьми старшего дошкольного возраста, могу из своего опыта сказать, что дети очень восприимчивы к поэзии. Утро в нашей группе , как правило начинается с чтения стихов о вежливых словах, доброте, дружбе, любви к близким, братьям нашим меньшим.
В ходе проведения тематических утренников ни всем детям удается прочитать стихотворения. Поэтому каждый год мы проводим конкурсы чтецов («Отговорила роща золотая», «Весна, весна на улице»), где каж-дый ребенок может проявить свои творческие способности. Стихи для конкурсов подбирают родители. После подведения итогов членами жю- ри , все дети получают грамоты и благодарности. В нашей группе стало замечательной традицией в канун дня памяти великого русского поэта А.С.Пушкина, проводить литературные досуги по его сказкам. Родители принимают активное участие в выборе отрыв-ка из сказки, готовят костюмы и декорации, выступают вместе со сво-ими детьми. В процессе подговки, дети знают слова не только своих пер- сонажей, но и остальных участников. Знакомство 5-6 летних детей с поэ-зией А.С. Пушкина , прививает им чуткость к поэтическому слову, помога- ет почувствовать красоту и выразительность русского языка.
Во время проведения занятий по развитию речи, знакомя детей с творчеством русских поэтов А.Фета, Ф.Тютчева, М.Ю.Лермонтова, мы стараемся побуждать их интересоваться смыслом слов, помогаем осваивать выразительные средства языка, прививаем чуткость к поэтическому слову.
Занятия по окружающему миру , где раскрывается красота родной природы, невозможно провести без показа презентации на заданную тему, сопровождающегося музыкальным сопровождением и чтением подобранных стихов. Каждый ребенок по – своему восприни-мает окружающий мир, и наша задача – создать условия для развития их чувств. Во время проведения прогулок, проводя наблюдения за деревь-ями и кустарниками на участке, за цветами на клумбах, мы с детьми читаем стихи о березе и рябине, клене и сирени. Я уверена, что наши воспитанники никогда не сломают ни одной ветки, будут бережно относится к природе!
2017 год объявлен в РОССИИ годом экологии. В рамках заключитель- ного мероприятия при выполнении проекта «Береги планету Земля», мы подготовили литературно – музыкальный досуг «О,РУСЬ люблю твои березы!» Дети будут читать стихи о символе России – белоствольной бе- резе ( С.Есенина, И.Асеевой, Л.Клименко, А.Безыменского, А.Прокофьева, Г.А.Садовой.В.Рождественского и др.) , петь песни, играть на музыкальных инструментах красивые русские мелодии.
В ближайшее время в нашем ГБОУ школа № 2051 пройдет конкурс чтецов «Поэтический ковчег», посвященный поэтам – юбилярам. От на- шей группы в конкурсе примут участие 3 ребенка. С какой радостью они восприняли известие об участии, с какой ответственностью они готовятся! ( Один из выступающих – Роберт Благовещенский будет читать стихотворение Роберта Рождественского «Баллада о крас-ках»). Мы от всей души желаем победы всем участникам!
Так зачем же и кому нужна поэзия? Конечно же всем нам. Но прежде всего детям! Для чуткого восприятия окружающего мира, для раскрытия индивидуальных способностей, для обогащения их литературного багажа стихами и песнями, закличками и считалками, а в конечном итоге - для воспитания нравственно - патриотических чувств.
Март 2017 года.