ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМА.

Поломодова Галина Евгеньевна

В условиях современной структурной перестройки всей системы образования психологическая поддержка педагогу необходима как воздух. Однако часто ли педагог обращается за такой поддержкой? Крайне редко. Данные исследования профессионального выгорания  дают возможность оценить те факторы, которые влияют на психологическое состояние современного педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие
на эмоциональное выгорание педагогов.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Для изучения феноменологии проявления состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности нами проведены психологические исследования среди 218 педагогов школ г. Омска, имеющих разный опыт педагогической деятельности (от 2 месяцев до 25 лет), преподающих разные предметы.

В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет.

У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10-летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой (8–11%). В первом случае, вероятно, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование технологии преподавания предмета, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние. У профессионалов со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22%.

Относительно частоты проявления эмоционального выгорания в течение учебного года было установлено следующее:

— 56% педагогов испытывают данное состояние 1–2 раза в год;
— 21 % — 3–4 раза в год;
— 15% — более 5 раз;
— 8 % — не испытывают вообще.

Таким образом, можно сделать вывод, что состояние эмоционального выгорания характерно для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1–2 раза в течение года.

По длительности протекания состояний «эмоционального выгорания» большинство педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 и от 5 до 7 дней.

Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания — адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

В качестве другой причины педагоги выделяют ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги начальной школы — 17,7%). Причем если в первом случае состояние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания. Это подтверждает наличие еще одной функции данного состояния — защитной, которая оберегает психику педагога от разрушения в связи с неадекватно высокой эмоциональной напряженностью в деятельности.

Небольшой процент педагогов (6–8%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

Что касается причин возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности, то педагоги выделяют следующие:

• высокую эмоциональную включенность в деятельность — эмоциональную перегрузку (34%);

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%);

• жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%);

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%);

• организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%);

• ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%);

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%).

Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Общая картина эмоциональных, волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания, представлена в таблице:

Перечень психических процессов,
поведенческих реакций, проявляющихся
в состоянии эмоционального выгорания (в %)

Раздражительность

62,5

Разочарование

56,25

Обида

56,25

Досада

50

Апатия

50

Подавленность

43,75

Беспомощность

37,5

Угнетенность

37,5

Опустошенность

37,5

Горечь

37,5

Отчаяние

37,5

Конфликтность

31,2

Стресс

31,2

Безысходность

25

Анализ эмоциональных и волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания (СЭВ), показывает, что все они имеют негативную эмоциональную окраску и низкий уровень психической активности.

Стоит отметить, что 12% опрашиваемых не смогли назвать никаких способов саморегуляции СЭВ. Это может свидетельствовать о пассивности и об отсутствии внутреннего осознания способов саморегуляции своих состояний, о низкой психологической культуре педагогов.

Подводя общий итог, следует отметить, что проявление состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности имеет ряд отличительных особенностей:

• высокая эмоциональная включенность в деятельность;

• жесткие временные рамки (урок, четверть, учебный год);

• отсутствие осознания обратной связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

• жесткий контроль со стороны администрации и ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своей деятельности;

• неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование).

Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.

TopList