Консультация для родителей «Звуковая культура речи»

Михайлова Валентина Николаевна

I этап

Развитие фонематического слуха:

- узнавание и различение неречевых звуков

- узнавание и различение речевых звуков

II этап

Развитие фонематического восприятия, как подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ВКЛЮЧАЕТ

В СЕБЯ:

1. способность слышать есть данный звук в слове или нет;

2. способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

3. способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Родители с увлечением выполняют задание логопеда.

 

Игровая ситуация «Помоги Тане добраться до дома».

Выбирай только те картинки, в названиях которых есть звуки т, ть .

Игровая ситуация «Определи место звука в слове»

(начало, середина, конец)

 

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Определение последовательности звуков в слове

 

Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

1. Умение определить первый / последний звук в слове

2. Умение определить место звука в слове

(начало, середина, конец)

3. Умение определить линейную последовательность звуков в слове

4. Умение определить количество звуков в слове

Гласные звуки

а о у ы и э

При произнесении гласных нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Воздух проходит свободно, не встречая преград.

Родители находят гласные звуки в трех звуковых словах.

 

Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются с о г л а с н ы м и.

Твердый согласный звук обозначается синей фишкой.

Мягкий согласный звук обозначается зеленой фишкой.

Согласные звуки могут звонкими и глухими

Реально представить слово дает

возможность картинка-схема его

звукового состава. На ней помещается

рисунок-предмет, под которой ряд клеточек,

которые последовательно

заполняются фишками (цветными) .

Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Игровая ситуация «Измени схему»

Выполните звуковой анализ слова ЖУК

Измените схему слова так, чтобы получились ЖУКИ

Вечер в кругу семьи

Варианты игр:

«Соревнования» - придумай, как можно больше слов на заданный звук;

«Цепочка слов» - каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова;

«Собери слово» - взрослый произносит слово по звукам, а ребенок должен догадаться какое это слово и т. д.

 

Пожелания родителям!

Дорогие родители, если вам кажется, что все же ваш ребенок отстает, не стоит сильно расстраиваться, ведь нормы развития речи достаточно размыты, да и надо учитывать, что каждый ребенок индивидуальность. У одних деток лучше развита память и они легко запоминают текст, а у других лучше воспроизведение и произношение звуков, у третьих больше словарный запас, и лучше получается склонять слова по падежам и т. д. Просто обратите внимание на то, что у вашего малыша не получается и уделите больше внимания решению этой конкретной проблемы.