«Использование нетрадиционных форм развития познавательной и творческой активности дошкольников «Использование графических формул в работе с дошкольниками»

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Использование нетрадиционных форм развития познавательной и творческой активности дошкольников «Использование графических формул в работе с дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskie_formuly.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных форм развития познавательной и творческой активности дошкольников «Использование графических формул в работе с дошкольниками»

План

Введение

1. Кластер

- Рекомендации по составлению кластера;

- Применение метода кластера;

- Достоинства и результаты применения приема кластера

2. Синквейн

- Рекомендации по составлению синквейна;

- Достоинства синквейна

3.Фишбоун

- Правила составления;

- Фишбоун  в художественно – эстетическом развитии

4. Акростих

- Рекомендации по созданию акростиха;

- Достоинства и результаты применения акростиха

Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества, то есть необходимо идти в ногу со временем. Сегодня, как отмечают многие ученые всего мира, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь». Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения. В наше время профессия педагога не терпит отставаний от времени. Поэтому в образовательной деятельности нашего детского сада сочетаются технологии, проверенные временем и новые разработки.

В дидактике выделены три вида моделей наглядного моделирования:

 1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. Например, план постройки.

 2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

 3. Графические модели – обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Практика и поиск новых путей повышения результативности работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития дошкольников–метод наглядного моделирования - кластер

Кластер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Объясняя детям слово кластер - можно сказать, что кластер означает - пучок, созвездие

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Дети могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и коллектива.

Кластер используется на стадии «осмысления», «рефлексии». Кластер может выглядеть как изложение текста с помощью рисунков или слов.

Преимущества работы с кластером:

  • Развивает мозг, не дает мыслить линейно;
  • Помогает педагогам отслеживать понимание темы детьми;
  • Способствует получению опыта работы в группе;
  • Способствует творческой и исследовательской работе;
  • Помогает обобщать изученное и найти связи между понятиями и идеями

Достоинства и результаты применения приема кластера:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Построение кластера:

  • В центральном овале располагают ключевое понятие
  • В овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого
  • В овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне

Применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию детей, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Синквейн

Дидактический синквейн появился в начале хх века в США

Синквейн – это необычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн – это средство творческого самовыражения.

Чтобы правильно составить синквейн, важно:

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

- владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой-неживой), слово-действие, слово-признак;

- уметь подбирать синонимы;

- понимать и задавать вопросы;

- согласовывать слова в предложении;

- правильно оформлять мысль в виде предложения.

Рекомендации по составлению синквейна

1 строчка – Кто? Что? (одно существительное). Это и есть тема синквейна

2 строчка – Какой? (два прилагательных). Они раскрывают тему синквейна

3 строчка – Что делает? (три глагола). Они описывают действия, относящиеся к теме синквейна

4 строчка – Что автор думает о теме? (фраза из четырех слов). С помощью данной фразы автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме

5 строчка – Кто? Что? (новое изучение темы, одно существительное) –

синоним темы, резюме, выражает личное отношение автора к теме

Схема  «Синквейна»

В синквейне 5 строк:

Понятие (одно слово) -

Прилагательные (два слова) -

Глаголы (три слова) -

Предложение (из четырех слов) -

Существительное (одно слово) -

 Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Достоинства синквейна:

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения

Синквейн помогает пополнить словарный запас

Синквейн учит краткому пересказу

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль

Сочинения синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Сочинять синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развивать речь и мышление

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать и оценивать их)

Синквейн – это средство творческого самовыражения.

Пример синквейна:

Дружба

Искренняя, взаимная

Сближает, связывает, выручает

Позитивные взаимоотношения между людьми.

Друг.

Дружба

Настоящая, верная

Зарождается, хранится,

Рушится

Несчастен тот, кто ее не испытал.

Доверие.

Дружба

Взаимная, открытая

Доверять, терпеть, помогать

Бескорыстные личные взаимоотношения

Между людьми

Взаимопонимание

Задание: синквейн к слову Художник

 Художник

Мечтательный, внимательный

Пишет, наблюдает, выжидает

Творчество - всегда риск

Мастер

Художник

Кропотливый, терпеливый

Смотрит, творит, фантазирует

Душу вложишь, все ты сможешь

Искусник

Фишбоун

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. 

Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. 

В процессе составления «рыбьего скелета» дети:

  • учатся работать в группе или парах;
  • визуализируют причинно-следственные связи;
  • ранжируют различные факторы по их значимости;
  • развивают способность критически мыслить;
  • обучаются давать оценку явлениям действительности.

Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

Результаты применения метода фишбоун:

  • у детей появляется высокая мотивация к образовательному процессу;
  • происходит возрастание мыслительных возможностей детей, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
  • развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
  • развитие способности понимать и принимать точку зрения другого человека;
  • развитие умения анализировать полученную информацию.

Правила составления «рыбьего скелета»

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с детьми. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.

Существуют два типа расположения:

  • горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
  • вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

Фишбоун в художественно – эстетическом развитии.

Голова — нетрадиционные техники рисования.

Верхние косточки:

  • у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.
  • Ребенок имеет возможность использовать разные материалы.
  • Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику.
  • В процессе рисования ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.
  • Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.
  • Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.
  • В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться.
  • Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.
  • Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

Нижние косточки: 

  • Рисование пальчиками и ладошками
  • Штампы
  • Рисование поролоном
  • Рисование жесткой полусухой кистью
  • Рисование акварелью по мокрой бумаге
  • Рисование воском и акварелью
  • "Кляксография" и "набрызг"
  • "Монотипия"
  • Коллаж
  • Рисование с использованием песка, круп или опилок
  • "Фронтаж"
  • Точечная роспись
  • Роспись материалов
  • "Граттаж"
  • Рисование ластиком
  • Рисование пластилином по стеклу
  • Клеевые картинки
  • Рисование солью

Хвост — развитие художественно – творческих способностей детей; самостоятельное применение нетрадиционных изобразительных техник в рисовании.

Акростих.

Акрости́х (др.-греч. ἄκρος — край + др.-греч. στίχος — ряд, линия, стихотворная строка; славянское: краегране́сие краестро́чие

 1) осмысленный текст (словословосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения;

2) литературная форма: стихотворение, в котором некоторые (как правило, первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово

словосочетание или предложение).

Существует три типа акростиха:

  • акростих-ключ: читаемый по первым буквам текст в концентрированном виде выражает смысл произведения и, по авторскому замыслу, должен быть замечен всяким читателем; частный случай такого решения — стихотворение-загадка с разгадкой в первых буквах:                                              

                     Довольно именем известна я своим;

                     Равно клянётся плут и непорочный им,

                    Утехой в бедствиях всего бываю боле,

     Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

                    Блаженству чистых душ могу служить одна,

                    А меж злодеями — не быть я создана.

                                                                  (Юрий Нелединский-Мелецкий)

  •  акростих-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет его адресата; часто этот адресат указан в тексте и другим способом (в названии, в эпиграфе, прямо в стихотворении), иногда других указаний нет, и тогда посвящение заметно только очень внимательному или подготовленному читателю:

    Бывало, я с утра молчу

    О том, что сон мне пел.

    Румяной розе и лучу

    И мне — один удел.

    С покатых гор ползут снега,

    А я белей, чем снег,

    Но сладко снятся берега

    Разливных мутных рек.

Еловой рощи свежий шум

 Покойнее рассветных дум.

                         (Анна Ахматова)

  • акростих-шифр: читаемый по первым буквам текст не имеет прямого отношения к содержанию стихотворения и вводит в произведение новую, побочную информацию. Часто такой тип акростиха использовался, как средство, обойти цензурные или иные запреты.

Рекомендации по созданию акростиха:

1.Напишите название вертикально на странице. На каждой строке должно быть по одной букве. Благодаря этому вы сможете увидеть насколько длинным будет ваш стих.

Как правило, первая буква строки пишется с заглавной буквы, поэтому выбранное вами слово будет отличаться от стиха в целом. 

2. Напишите выбранное слово по вертикали. Это начало строчек вашего стиха. Возможно вы думаете, что начинать писать стих нужно с первой строчки? Не обязательно. Посмотрите на все буквы, которые вы записали. С какой буквы вам легче начать писать стихотворение? Скорее всего, это будет ваша любимая строка в стихе!

Каждая строка вашего стихотворения может заканчиваться знаком препинания, который подчеркнет логическую завершенность вашей мысли.

3. Сосредоточьтесь на сенсорной образности. Сенсорная образность опирается на пяти органах чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Читатель сможет лучше понять такие абстрактные понятия, как "любовь" или "надежда", если сможет связать конкретные образы со своими органами чувств. Например, вместо того чтобы говорить как сильно вы любите свою маму, вы можете сказать, что ваша любовь настолько велика, что вам нравится запах лука, когда она готовит обед.

4.  Используйте разные художественные приемы, такие как сравнения и метафоры. Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Словом - помощником сравнения является слово "как": красный, как роза. Метафора - это тоже сравнение, однако сравнительный оборот не используется: облака были ватными шариками на небе. 

5.  Избегайте шаблонных фраз и выражений, будьте оригинальны. Не используйте клише. Лучший способ избавиться от клише — объяснять знакомые понятия разными фразами. Например, вышеупомянутые примеры «красный, как роза» или сравнение «облаков с ватными шариками» являются примерами клише. У читателей, когда они читают ваш стих, должна возникать мысль, что они получают что-то новое. Поэтому постарайтесь использовать такие образы и сравнения, которые вы никогда не слышали раньше.

6.  Проверьте свое стихотворение и исправьте все грамматические и стилистические ошибки. Закончите редактирование только в том случае, когда вы будете довольны своим произведением. Перечитывайте стихотворение несколько раз и подумайте, как вы могли бы его улучшить (сделайте абстрактный язык более конкретным; абстрактные слова, такие как "надежда" и "любовь" звучат красиво, однако не каждый может прочувствовать глубину этих слов; подбирайте синонимы. Используйте слова, которые смогут передать мысль наилучшим образом. Тезаурусы и словари могут пригодиться в этом случае; следуйте теме вашего стиха; убедитесь, что каждая строка связана с общей темой).

7.  Исправьте все грамматические и орфографические ошибки. После того как вы закончили со стилистическим редактированием стиха, перечитайте его еще раз, исправляя грамматические и орфографические ошибки. Вы можете закончить редактирование только тогда, когда вы будете довольны своим произведением!

Если на творческое воображение четырехлетнего ребенка наиболее сильно влияет совпадение живого наблюдаемого предмета или явления и восприятия поэтического его описания, наблюдательность и творчество дошкольника пяти лет обостряет уже лишь сходный с поэтическим образ, то опыт детей седьмого года позволяет им представить зримый образ только на основе его поэтического описания без подкрепления наблюдения. Поэтический образ может стать единственным побудителем детского рисунка. Это проявление более высокого уровня творческого воображения, которое становится возможным благодаря развитию творческого воображения средствами изобразительного искусства и художественного слова.

Рисование по стихам более всего способствует развитию творческого воображения. В таком рисовании ребенок проявляет как художественные, так и творческие способности. Стихотворения помогают ребенку почувствовать всю красоту окружающего мира, раскрасить этот мир разноцветными красками. Ребенок учится слушать стихи и представлять, фантазировать и любить этот многоцветный и многозвучный мир. Кроме того, стихи имеют и развивающее значение: они помогают ребенку вслушаться в окружающий мир, глубже понять его, почувствовать его ритм, его дыхание, движение. Когда ребенок соприкасается с миром поэзии, стремится понять и почувствовать все то, о чем сказал поэт, он сам становится творцом. Свои эмоции, представления он переносит в рисунок.

Достоинства и результаты применения акростиха: 

  • создаёт условия для развития творческих способностей детей,
  • совершенствует речевую деятельность,
  • развивать фантазию и воображение,
  • обеспечить интеллектуальный рост,
  • вызывает чувство прекрасного.

В ходе использования акростиха формируются и развиваются следующие умения:

  • способность удерживать учебную задачу;
  • качества творческой личности;
  •  навыки творческой работы, включающей: развитие воображения, оригинальность мышления, способность ребенка 

приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы, находчивости, внимательности и сообразительности;

  • дети  получают возможность для самовыражения;
  • изучают правила написания акростиха, способы использования средств языка и речи для передачи информации.

Примеры составления акростиха с детьми.

Летают птички, бабочки,
Есть жара и пух,
Такое время года,
Осень его лучший друг!
(Лето)

Наверх посмотри!
Есть солнышко там.
Большая луна -
Она по ночам.
(Небо)

Интересна, задорна, подвижна,
Грандиозна, веселья полна!
Радость и вдохновение
Активным приносит она.
(Игра)

Мимо рек и канав,
Очень прочные они.
Сооружения эти важны,
Ты внимательно смотри!
(Мост)

Только в радостные дни,
Один раз – в день рожденье.
Разноцветные они,
Такое объедение.
(Торт)

Полежим немного.
Ласковое море,
Ярко солнце светит,
Жарко очень, очень.
(Пляж)

Кропотливо 
Роет ход –
Очень
Творческий подход!
(Крот)