ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

СМЫКОВА НИНА ВЛАДИМИРОВНА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Учитель-логопед Смыкова Н.В. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Таких детей опасаются педагоги, потому что с ними сложно работать, родители испытывают трудности в воспитании, потому что не знают как с ними нужно себя вести. А сами дети, зачастую, имеют проблемы со сверстниками, потому что те считают их заумными. Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей: • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; • дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность); • дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие. При тщательном наблюдении можно заметить появление у таких детей когнитивных способностей и нестандартность рассуждений ещё в раннем возрасте. В качестве основных критериев одаренности дошкольников отмечаются любознательность и широта интересов. В то же время эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью. Проявление одарённости проявляется в трудности восприятия социальных норм, дети подстраивают эти нормы под себя так, что они приобретают несвойственную возрасту значимость. А существенные проблемы в социальной адаптации и задержку эмоционального и личностного развития, серьезные нарушения в поведении и общении можно расценивать как очередное подтверждение неординарности мышления. Однако остаётся непонятным, почему дети, проявляющие в детстве исключительные способности, не всегда сохраняют их потом. Поэтому, одним из главных направлений работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, сохранении психологического и физического здоровья. Задачи: • выявление одаренных детей; • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей. Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых дошкольников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей. Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание: • психолого-педагогический анализ развития воспитанников детского сада; • выявление одаренных и талантливых детей; • помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности; • организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми; • работа с родителями одаренных детей. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа развития школы должна предусматривать целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализовываться в действии. Выявление одаренных и талантливых детей: • анализ особых успехов и достижений ученика; • создание банка данных по талантливым и одаренным детям; • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; • преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений. В рамках этих направлений целесообразно поддерживать творческую среду и оказывать помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности: • создавать для ребенка ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; • разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут; • формировать и развивать сеть дополнительного образования; • организовывать участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах; • поощрять одаренных детей. Кроме того, нужно не забывать и о работе с родителями (законными представителями) одаренных детей. Необходимо организовать психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка, их совместную практическую деятельность с детьми, поддержку и поощрение родителей на уровне муниципалитета. Для наиболее плодотворной деятельности психолого – педагогического сопровождения требуется включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами: • увлеченных своим делом; • способных к экспериментальной, научной и творческой деятельности; • профессионально грамотных; • интеллектуальных, нравственных и эрудированных; • проводников передовых педагогических технологий; • умелых организаторов учебно-воспитательного процесса; • знатоков во многих областях человеческой жизни. Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы. Таким образом, психологическое сопровождение одаренного ребенка представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы образовательного учреждения по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Список литературы 1. Ковалева, Г.В. Психолого-педагогические аспекты в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС. Учебно-методическое пособие / Г.В. Ковалева, Т.И Порошина. – Пермь, 2012. – 100 с. 2. Кунаш, М. А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника, Методический конструктор. Модели. Анализ / М.А. Кунаш. – Волгоград: Учитель, 2013. – 170 с. 3. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009. 4. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.