ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Татаровсая Дарья Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

 

Каждый Ребёнок – возрождённое новое бытие, а дети – это народ, действующий в Истине. Мы, конечно, будем их воспитывать и образовывать. Но что есть для нас воспитание и образование? Наша самость и наше самомнение не замедлят ответить: передача молодому поколению накопленных человечеством знаний и, таким образом, подготовка их к жизни.

Ш. А. Амонашвили

Одна из наиболее актуальных проблем современного общества и в частности российского общества – духовно-нравственное воспитание детей. Данная проблема обсуждается родителями, педагогами, психологами и социологами

Л.С. Выготский [3] отмечал, что ребенок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы развитие шло сообразно природе ребёнка, культуре страны, где он появился на свет, и проживает начало своей жизни. Именно в семье изначально формируется и развивается личность ребёнка, происходит первоначальное овладение им социальными ролями, необходимыми для дальнейшей безболезненной адаптации его в обществе. Прямая функция семьи как социального института – обучение и развитие ребёнка. Дальнейшая роль в обеспечении благоприятной социализации отводится деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников, как целостный процесс, обеспечивающий непрерывность и преемственность этапов социализации детей, так как всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Для деятельности дошкольного образовательного учреждения это принципиальный факт; воспитатель для ребенка выступает определенным культурным образцом. От его деятельности, в том числе связанной с введением ребенка в мир культуры, во многом будет зависеть дальнейшая социальная жизнь ребенка. Так как смысл успешного и полноценного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия. Поэтому так важна система взаимодействия ДОУ с семьей, направленная на формирование духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников.

Кризис современных семей выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям, заменой их на материальные ценности, у детей в начале жизни происходит искажение понятий о добре, милосердии, великодушии, справедливости, духовности. Детям не прививается истинная культуры,  она заменяется псевдокультурой, которую принимают и сами родители, а «Утрата Культуры является утратою человеческого облика» [1, с.1]. «Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека» [3, с.5]. 

Дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно взаимодействующим с родителями, а значит, способным оказывать влияние на решение обозначенной проблемы.

XX век для России стал периодом, когда, наряду со многими потерями, которые имели место в нашей стране, одной из главных оказалась потеря традиционной русской семьи – православной семьи. Нельзя сказать, что характер развития семейной жизни в дореволюционной России был во всем благоприятен — существовали многочисленные проблемы, и, тем не менее, в России, складывалась традиция семейной жизни, основанная как на христианских ценностях, так и на культурно-исторических традициях нашей страны.

Русский народ, совершенно своеобразный и особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества. Воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли сохранить дух той религии и государственных устоев, в которых живет эта народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.

Учитывая ошибки прошлого, если организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием [6, c.5]. Первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста уделялось большое внимание ещё в Древней Руси. Князья и церковь распространяли переводные сборники поручений, в которых содержались педагогические идеи по воспитанию детей дошкольного возраста. К ним можно отнести «Поучение Владимира Мономаха детям» (XII век), «Домострой» (XVI век), «Юности честное зерцало», в которых основными воспитательными задачами были воспитание у детей чувства страха перед Богом, уважения к родителям, а также работы более позднего времени Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Татищева, Посошкова. Воспитание почти до XVIII века оставалось в основном делом семейным. Причём особую роль в воспитании детей оказывала церковь.

Крестьянская семья была производственно-трудовым коллективом и приучала детей к труду с малых лет. В крестьянском хозяйстве всегда находилась для детей понятная, посильная, разнообразная и интересная работа, в процессе которой дети жили общей трудовой жизнью со своей семьей, со своими сверстниками и соседями. Православные и народные традиции, окружающая природа и общий творческий труд облегчали семье воспитание детей, формирование в их сознании понятий о Боге и грехе, о добре и зле, о любви и долге, честности и порядочности. Семья учила этому не столько на словах, сколько на жизненных примерах: «Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным» [2, c.1].

Царская семья Николая II  — это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характера как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность, самопожертвование. Мы видим, что Православное воспитание в Царской России органично вплеталось в жизнь каждого человека; из поколения в поколение передавались правила поведения в соответствии с Законами Божиими. Детей воспитывали строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Несмотря на то, что Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в строгости, без всяких излишеств и мог служить примером для любого христианина.

Всему этому был положен конец в советский период нашей истории. Хотя справедливо замечают, что в советское время еще несколько десятилетий у нас продолжала сохраняться традиционно русская семья, но нужно сказать, что именно эта семья и стала одним из главных предметов разрушения, давления со стороны и коммунистического государства, и той идеологии, которая противоречила традиционным семейным ценностям.

Процессы, происходящие в современной российской семье как общественном институте, можно охарактеризовать следующим образом:

-            формируется иная, чем раньше, структура семьи, отчетливо проявляется в тенденции к сокращению числа детей. В результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;

-            изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи). Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми;

-            изменениям подвергается система ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.

Последствия этих процессов неоднозначны. С одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой — к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей. Решающую роль в воспитании детей и в наше время играет пример родителей. Культурный облик родителей - их серьезность, честность и порядочность или их легкомысленность, бесчестность и недостойное поведение. Всё это и многое другое ребенок наблюдает, а затем воспроизводит в собственном поведении. Всё это требует от родителей, терпеливого ведения ребенка, и умения обеспечить ему активную, интересную и по-своему содержательную жизнь, как писал В.А. Сухомлинский:

«В детстве, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»

Здесь детский сад может стать непосредственным помощником в работе с семьёй. ДОУ должно опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Формирование именно семейных традиций может стать выходом из современного кризиса семей? Что же такое «семейные традиции»? Трудно сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И., Шведова Н.Ю.[5, c.826] дается такое определение: «Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура». Это научная терминология, а если на минутку закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то вместе с близкими и родными людьми, домашним уютом родительского дома возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Таким образом, семейные традиции - один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. Духовно-нравственные традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознавать связь с предками. Приведем примеры некоторых духовно-нравственных семейных традиций.

Составление родословной своей семьи. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самым обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Каждый из нас - продолжатель своего рода. Корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.

История семейных реликвий. Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение реликвий, принадлежащих далеким (и не очень) предкам. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом.

Семейные архивы. Семья может иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. Ведь жизнь, отпущенная нам коротка, но в наших силах оставить память о ней.

Семейный альбом. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Это простое и понятное для ребенка дело, очень увлекательное и интересное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует запоминание.

Духовно-нравственные семейные праздники. Отмечая такие праздники в семье (Рождество, Пасха, День семьи, День поминовения, День России и др.), взрослые передают детям образец духовной и исторической памяти. Дети независимо от возраста обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику, так как ребенок является таким же полноправным членом семьи.

Чтение в семейном кругу. Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи. Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребенка.

Коллекционирование. Очень хорошо если в семье есть такая традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев.

Семейные путешествия и краеведение. Природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, а краеведческие походы благотворно влияют на физическое и духовное здоровье человека.

Если описанная выше работа с родителями, её анализ будут проводиться в системе, а не «на бумаге», то постепенно данная практика даст определенные  результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч, помощниками воспитателя и администрации ДОУ, тем самым создастся атмосфера взаимоуважения, чего так не хватает в отношениях между родителями и педагогами.

Таким образом, изучение истории семейных традиций убеждает, что Россия – страна богатых духовно-нравственных семейных традиций. Актуализировать исторический опыт для воспитанников и их родителей является одной из главных задач в деле социализации дошкольников. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детей.

Список литературы:

1.  Амонашвили Ш.А. статья: «С детьми нужно уметь разговаривать и молчать» \\ http://www.psiholog3000.ru/festivali/sedmoy-festival/shalva-amonashvili-s-detmi-nuzhno-umet-razgovarivat-i-molchat//

2.  Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80;

3.  Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.;

4.  Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978; Овчинникова И. Г. Отцовство. М., 1981;

5.  Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. — с.826.

6.  Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности  / В.И. Слободчиков, Н.А. Исаев. – М. : школа-пресс, 1995. – 384 с.;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_znamenskie_chteniya_ispravenoe_1.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Федяева Дарья Николаевна, МАДОУ «МАЯЧОК»

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Каждый Ребёнок – возрождённое новое бытие, а дети – это народ, действующий в Истине. Мы, конечно, будем их воспитывать и образовывать. Но что есть для нас воспитание и образование? Наша самость и наше самомнение не замедлят ответить: передача молодому поколению накопленных человечеством знаний и, таким образом, подготовка их к жизни.

Ш. А. Амонашвили

Одна из наиболее актуальных проблем современного общества и в частности российского общества – духовно-нравственное воспитание детей. Данная проблема обсуждается родителями, педагогами, психологами и социологами

Л.С. Выготский [3] отмечал, что ребенок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы развитие шло сообразно природе ребёнка, культуре страны, где он появился на свет, и проживает начало своей жизни. Именно в семье изначально формируется и развивается личность ребёнка, происходит первоначальное овладение им социальными ролями, необходимыми для дальнейшей безболезненной адаптации его в обществе. Прямая функция семьи как социального института – обучение и развитие ребёнка. Дальнейшая роль в обеспечении благоприятной социализации отводится деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников, как целостный процесс, обеспечивающий непрерывность и преемственность этапов социализации детей, так как всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Для деятельности дошкольного образовательного учреждения это принципиальный факт; воспитатель для ребенка выступает определенным культурным образцом. От его деятельности, в том числе связанной с введением ребенка в мир культуры, во многом будет зависеть дальнейшая социальная жизнь ребенка. Так как смысл успешного и полноценного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия. Поэтому так важна система взаимодействия ДОУ с семьей, направленная на формирование духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников.

Кризис современных семей выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям, заменой их на материальные ценности, у детей в начале жизни происходит искажение понятий о добре, милосердии, великодушии, справедливости, духовности. Детям не прививается истинная культуры,  она заменяется псевдокультурой, которую принимают и сами родители, а «Утрата Культуры является утратою человеческого облика» [1, с.1]. «Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека» [3, с.5].  

Дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно взаимодействующим с родителями, а значит, способным оказывать влияние на решение обозначенной проблемы.

XX век для России стал периодом, когда, наряду со многими потерями, которые имели место в нашей стране, одной из главных оказалась потеря традиционной русской семьи – православной семьи. Нельзя сказать, что характер развития семейной жизни в дореволюционной России был во всем благоприятен — существовали многочисленные проблемы, и, тем не менее, в России, складывалась традиция семейной жизни, основанная как на христианских ценностях, так и на культурно-исторических традициях нашей страны.

Русский народ, совершенно своеобразный и особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества. Воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли сохранить дух той религии и государственных устоев, в которых живет эта народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.

Учитывая ошибки прошлого, если организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием [6, c.5]. Первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста уделялось большое внимание ещё в Древней Руси. Князья и церковь распространяли переводные сборники поручений, в которых содержались педагогические идеи по воспитанию детей дошкольного возраста. К ним можно отнести «Поучение Владимира Мономаха детям» (XII век), «Домострой» (XVI век), «Юности честное зерцало», в которых основными воспитательными задачами были воспитание у детей чувства страха перед Богом, уважения к родителям, а также работы более позднего времени Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Татищева, Посошкова. Воспитание почти до XVIII века оставалось в основном делом семейным. Причём особую роль в воспитании детей оказывала церковь.

Крестьянская семья была производственно-трудовым коллективом и приучала детей к труду с малых лет. В крестьянском хозяйстве всегда находилась для детей понятная, посильная, разнообразная и интересная работа, в процессе которой дети жили общей трудовой жизнью со своей семьей, со своими сверстниками и соседями. Православные и народные традиции, окружающая природа и общий творческий труд облегчали семье воспитание детей, формирование в их сознании понятий о Боге и грехе, о добре и зле, о любви и долге, честности и порядочности. Семья учила этому не столько на словах, сколько на жизненных примерах: «Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным» [2, c.1].

Царская семья Николая II  — это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характера как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность, самопожертвование. Мы видим, что Православное воспитание в Царской России органично вплеталось в жизнь каждого человека; из поколения в поколение передавались правила поведения в соответствии с Законами Божиими. Детей воспитывали строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Несмотря на то, что Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в строгости, без всяких излишеств и мог служить примером для любого христианина.

Всему этому был положен конец в советский период нашей истории. Хотя справедливо замечают, что в советское время еще несколько десятилетий у нас продолжала сохраняться традиционно русская семья, но нужно сказать, что именно эта семья и стала одним из главных предметов разрушения, давления со стороны и коммунистического государства, и той идеологии, которая противоречила традиционным семейным ценностям.

Процессы, происходящие в современной российской семье как общественном институте, можно охарактеризовать следующим образом:

  • формируется иная, чем раньше, структура семьи, отчетливо проявляется в тенденции к сокращению числа детей. В результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;
  • изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи). Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми;
  • изменениям подвергается система ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.

Последствия этих процессов неоднозначны. С одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой — к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей. Решающую роль в воспитании детей и в наше время играет пример родителей. Культурный облик родителей - их серьезность, честность и порядочность или их легкомысленность, бесчестность и недостойное поведение. Всё это и многое другое ребенок наблюдает, а затем воспроизводит в собственном поведении. Всё это требует от родителей, терпеливого ведения ребенка, и умения обеспечить ему активную, интересную и по-своему содержательную жизнь, как писал В.А. Сухомлинский:

«В детстве, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»

Здесь детский сад может стать непосредственным помощником в работе с семьёй. ДОУ должно опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Формирование именно семейных традиций может стать выходом из современного кризиса семей? Что же такое «семейные традиции»? Трудно сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И., Шведова Н.Ю.[5, c.826] дается такое определение: «Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура». Это научная терминология, а если на минутку закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то вместе с близкими и родными людьми, домашним уютом родительского дома возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Таким образом, семейные традиции - один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. Духовно-нравственные традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознавать связь с предками. Приведем примеры некоторых духовно-нравственных семейных традиций.

Составление родословной своей семьи. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самым обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Каждый из нас - продолжатель своего рода. Корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.

История семейных реликвий. Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение реликвий, принадлежащих далеким (и не очень) предкам. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом.

Семейные архивы. Семья может иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. Ведь жизнь, отпущенная нам коротка, но в наших силах оставить память о ней.

Семейный альбом. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Это простое и понятное для ребенка дело, очень увлекательное и интересное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует запоминание.

Духовно-нравственные семейные праздники. Отмечая такие праздники в семье (Рождество, Пасха, День семьи, День поминовения, День России и др.), взрослые передают детям образец духовной и исторической памяти. Дети независимо от возраста обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику, так как ребенок является таким же полноправным членом семьи.

Чтение в семейном кругу. Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи. Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребенка.

Коллекционирование. Очень хорошо если в семье есть такая традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев.

Семейные путешествия и краеведение. Природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, а краеведческие походы благотворно влияют на физическое и духовное здоровье человека.

Если описанная выше работа с родителями, её анализ будут проводиться в системе, а не «на бумаге», то постепенно данная практика даст определенные  результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч, помощниками воспитателя и администрации ДОУ, тем самым создастся атмосфера взаимоуважения, чего так не хватает в отношениях между родителями и педагогами.

Таким образом, изучение истории семейных традиций убеждает, что Россия – страна богатых духовно-нравственных семейных традиций. Актуализировать исторический опыт для воспитанников и их родителей является одной из главных задач в деле социализации дошкольников. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детей.

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. статья: «С детьми нужно уметь разговаривать и молчать» \\ http://www.psiholog3000.ru/festivali/sedmoy-festival/shalva-amonashvili-s-detmi-nuzhno-umet-razgovarivat-i-molchat//
  2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80;
  3. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.;
  4. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978; Овчинникова И. Г. Отцовство. М., 1981;
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. — с.826.
  6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности  / В.И. Слободчиков, Н.А. Исаев. – М. : школа-пресс, 1995. – 384 с.;