Артикуляционная гимнастика и дидактические игр на развитие грамматического строя речи для детей с ОВЗ.

Ушхвани Светлана Михайловна

(Слайд 1).«Артикуляционная гимнастика и дидактические игры на развитие  грамматического строя речи

 для детей с ОВЗ».

(Слайд 2).Образовательная работа с детьми ОВЗ строится на основании следующих документов: Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2016 и с учетом   Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под ред. проф.Л. В. Лопатиной. – СПб., 2015.

(Слайд 3).Планирование образовательной деятельности разновозрастной группы компенсирующей направленности  для детей с тяжёлыми нарушениями речи является частью АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ муниципального образовательного учреждения «Детский сад №68» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Оно стро­ится на принципе личностно-ориенти­рованного  взаимодействия взрослого с детьми  и обеспечивает социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;физическое развитиедетей в возрасте от 5  до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

(Слайд 4).А также с учетом лексических тем, педагоги (Слайд 5) планируют образовательную деятельность с детьми.

       Работа в группе построена с учетом тесного взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ, это учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. На основании проведенной диагностики воспитателей и специалистов разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения ребенка. (Слайд 6-10).Где указано заключение ПМПК.

       Во вторую половину дня проводится коррекционная работа – по заданию учителя-логопеда, это артикуляционная гимнастика, игры по формированию грамматического строя речи, индивидуальная работа над произношением.

У каждого ребенка индивидуальная рабочая тетрадь (Слайд 11) где записано задание, учителя-логопеда, на каждый день.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).                                                                       Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?                

Заниматься следует ежедневно по  7 – 10 минут.                                                            Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).                                                                                                                      

Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…» Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.                                                                                            

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические. Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:  «Заборчик», «Окошечко»,  «Трубочка».  «Чашечка»,  «Блинчик», «Иголочка», «Мостик», «Парус».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус».

И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух. Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»  

             Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:   «Часики»; «Качели»; «Лошадка»; «Чистим зубки»; «Вкусное варенье»; «Барабанщик»; «Худышки – толстяки» и другие. Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.  (Слайд 12-13)

 «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

 чашечки.

 «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

«Часики»

Цель: укрепление мышц языка, отработка движений влево, вправо.

 «Лопаточка»

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

 языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи. 

«Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.(использую мяч).

        Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

        Шуба (какая?) -  меховая, теплая…


«Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. (Слайд 14-16)

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.


«Раздели на группы»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: предметы; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметов выбрать предметы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить предметы, про каждый из которых можно сказать «она моя».

 

«Прятки»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (за, на, под, около, перед).

Ход игры: в гостях у детей Зайчик. Дети закрывают глаза. Зайчик спрятался. Дети открывают глаза.  «Где же зайчик? (за капустой, на капусте, под капустой, около капусты, перед капустой).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimeastika.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика и дидактические игр на развитие грамматического строя речи для детей с ОВЗ. Автор: воспитатели МДОУ «Детский сад № 68» Ушхвани С.М., Кобринец Е.П. г.Энгельс 2018 г.

Слайд 4

Примерное комплексно-тематическое планирование работы на 2017 -2018 учебный год. Месяц Неделя Тема недели Знаменательные события и даты Сентябрь I неделя День знаний 1 сентября - День знаний II неделя «Помещения детского сада» III неделя «Профессии детского сада» IV неделя «Части тела и лица» октябрь I неделя «Деревья» II неделя «Осень» III неделя «Овощи» IV неделя «Фрукты. Ягоды» ноябрь I неделя «День народного единства» 4 ноября День народного единства II неделя «Грибы» III неделя «Игрушки» IV неделя «Посуда» V неделя «Одежда»

Слайд 5

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№68» Энгельсского муниципального района Саратовской области «Согласовано» Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 68 » ЭМР Саратовской области Шанина Е.А. /__________/ «Утверждаю» Заведующий МБДОУ «Детский сад №68» ЭМР Саратовской области Зотова М.Н. /_________/ Приказ № ______ от «___» _________ 2017г. Планирование образовательной деятельности старшей группы № 2 (от 5 до 6 лет) компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 2017 – 2018 учебный год Воспитатели: Кобринец Е.П. Ушхвани С.М. Рассмотрено и принято на Педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 68» ЭМР Саратовской области протокол № ___________ от «____» _________ 2017г. г. Энгельс

Слайд 6

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения Иванова Ивана, 08.09.2011г. р, воспитанника логопедической группы № 2 на период с 01.10.2017. по 30.06. 2018. Дата обследования : сентябрь 2017г. Заключение ПМПК : ОНР III уровня, осложнённое ЗПР от11.05.2011 № п/п Виды трудностей (педагогическая симптоматика) Причины трудностей (психологиче­ ская симптоматика) Работа по формированию предпосылок УУД Личностные 1 Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие Несформированность представлений о себе, образе Я: Я — реальном. Психолог : формировать адекватные представления о себе, повышать самооценку через организацию игр «Ракета», «АУ!», «Радио», «Я могу», «Что я люблю», «Я очень хороший!», «Скажи Мишке добрые слова», «»Конкурс хвастунов» Воспитатели : игры: «Части тела и лица», «Семья», «И я», «Детские страхи», «Конфликты между детьми», «Я и имя моё» Учитель-логопед : повышать самооценку ребёнка на НОД, учить адекватно оценивать свои знания, свои успехи и неудачи.

Слайд 7

2 Нарушение нравственных норм и правил поведения Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Педагог – психолог, воспитатели: способствовать развитию нравственных норм и обучению правилам поведения через сюжетно – ролевые игры, этюды, чтение художественной литературы: Учитель-логопед : изучая все лексические темы на НОД всегда разбирать различные жизненные ситуации, учить различать «что такое хорошо, а что такое плохо». 4 Словарь активный и пассивный ниже возрастной нормы Учитель-логопед: уточнение, обогащение и активизация словаря по лексическим темам, уточнить предметный словарь и познакомить с названием новых предметов уточнить и расширить словарь признаков уточнить и расширить словарь наречий уточнить и расширить глагольный словарь уточнить и расширить словарь многозначных слов Воспитатели : индивидуальная работа по заданию логопеда. Игры: «Закончи предложение», «Найди ошибку», «Скажи какой?»,

Слайд 8

5 Грамматический строй речи грубо нарушен Учитель-логопед: учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные. Учить образовывать приставочные глаголы. Учить образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже. Изучать предлоги. Образование прилагательных от сущ.; притяжательных прилагательных; глаголов от сущ. Воспитатели : индивидуальная работа по заданию логопеда.

Слайд 9

7 Артикуляционный аппарат развит недостаточно Учитель-логопед: развитие точных, координированных движений органов артикуляции (артикуляционная гимнастика). Упражнения «Чашечка», «Грибок»», Барабанщики», « Маляры» (верхние звуки). Для постановки свистящих звуков «Почистим нижние зубы» «Трубочка». Воспитатели : индивидуальная работа по заданию логопеда. 8 Звукопроизношение нарушено Учитель-логопед: свистящих [ц]. Дифференциация данных звуков [р-л; с-ш; ж-з]. Воспитатели : индивидуальная работа по заданию логопеда.

Слайд 10

Трудности в освоении основных видов движения: 38 в беге на скорость Не умеет контролировать дыхание Инструктор по ФК и воспитатель: использовать игры на скорость: «Кто быстрее», «Ловишка», «Пятнашка», «Перебежки» и др.. Дыхательная гимнастика. Упр. для профилактики пл-пия: -ходьба на носках, пятках, с поднятыми пальцами, поджатыми пальцами; по следам, по бревну, по неровной поверхности 39 в упражнениях на метание Слабо развита координация движения, глазомер Инструктор по ФК и воспитатель: использовать игры и игровые упражнения для развития меткости и глазомера: «Серсо», «Кто дальше», «Быстро-возьми, быстро-положи» и др. 40 в упражнении для укрепления брюшного пресса (подъём туловища) Слабо развиты мышцы брюшного пресса Инструктор по ФК и воспитатели: использовать упражнения в и.п. лёжа, сидя. «Подтянись-ка», «Рыбка», «Гребём на байдарке» и др. Музыкальная деятельность 41 Трудности в пении Музыкальный руководитель: упражнения и попевки на чистое интонирование мелодии 42 Трудности в освоении игры на металлофоне Музыкальный руководитель и воспитатель: использование дид. игр