Метод от обратного

Юлия Леонидовна Аппельганц

 

Начну с примера из жизни. Устроилась однажды в детский сад, поставили меня на группу раннего возраста, куда только начали приходить дети на адаптацию. И всё было бы хорошо, но меня перевели на группу к старшим детям. Смешанная группа детей 5-7 лет. А дело было к концу учебного года, а точнее, март месяц.

Напарница была моего возраста, плюс-минус год, стаж работы, по-сравнению с моим, тоже плюс-минус пару лет.

Группа была не из простых, много мальчиков, сформирована с разных садов, да и еще и постоянная смена педагогов. Не смотря на всё это, я справлялась. Голос, конечно, приходилось повышать, но в нашей работе не без этого.

Прихожу в один из прекрасных рабочих дней во вторую смену, дети обедали, я занялась наглядной информацией в приёмной.

Когда дети сели на стульчики, что бы готовиться ко сну, моя напарница позвала меня, попросила сесть перед детьми, и дальше началось что-то непонятное.

- Антон, - она обратилась к первому ребенку, - обещай мне, что ты будешь себя хорошо вести при Юлии Леонидовне (это я), что ты не будешь бегать, кричать, и будешь слушаться, а то няня мне всё расскажет, и я буду наказывать.

Я сначала не сообразила о чём речь и, даже ненадолго потеряла дар этой самой речи. Антон пролепетал что-то о том, что он при мне не будет делать. Сел. Напарница обратилась ко второму ребенку с тем же самым вопросом. Затем к третьему…. Меня слегка затрясло от этой глупой выходки взрослого человека. Это ж надо было так виртуозно ронять мой авторитет в глазах детей старшего возраста. А главное, непонятно зачем.

Третьего ребенка я оборвала и задала свой вопрос:

- Мне понятно то, что НЕ БУДЕШЬ делать, расскажи мне тогда, что ты БУДЕШЬ делать?

Мальчик не понял вопроса и замялся. Но мне было интересно наблюдать другое, моя взрослая напарница, воспитатель-стажист тоже не поняла, о чём я говорю. Я повторила свой вопрос ребёнку и объяснила его:

- Вот если ты НЕ БУДЕШЬ бегать, прыгать, кричать, обижать девочек, то чем ты будешь заниматься? Просто сидеть на стульчике? Что-то ты должен делать весь вечер. Может играть в машинки, или рисовать, чем ты будешь заниматься?

Мальчишка сообразил и просиял:

- Я принес с собой конструктор из дома, можно я им буду заниматься вечером.

- Конечно можно, - ответила я, - а теперь, ребятки, раздеваемся и ложимся спать. После полдника мы с вами подумаем о том, кто чем займется.

Ту ситуацию я спасла по отношению к себе, но крепко задумалась. Мы, воспитатели и родители акцентируем внимание детей на том, что делать не нужно, при этом не закладываем в их светлые головки информацию о том, что делать нужно. Года два назад я стала проводить маленькие эксперименты, меняя своё мышление и фильтруя информацию, которую несу детям. Сначала было сложно, ведь все наши «воспитательные» фразы и выражения произносятся на автомате. Их нам закладывали долго, упорно и с молоком матери. «Не бегай», «не кричи», «не балуйся», «не трогай», и множество подобных фраз.

Я стала говорить своим воспитанникам: «по группе ходим спокойно» вместо «не бегай», «разговариваем тихо» вместо «не кричи», «кушаем молча» вместо «за столом не разговариваем», «играем дружно» вместо «не деритесь». Через определенный промежуток времени, я стала замечать, что мне уже реже надо повышать голос в группе, что дети стали играть дружнее, а мой стол стал «запретной зоной».

То есть, моя задача была фразы отрицания, заменить на фразы утверждения. Это был интересный и увлекательный процесс, превратившийся в игру для собственного мозга.

Иногда было трудно найти заменители фраз. Например, «не трогай» или «не бери». Если заменить на «чужое брать нельзя», то мы на выходе всё равно получаем выражение, несущее отрицание. Недолго ломаем голову и придумываем выражение «трогать или брать в руки можно только своё или то, что тебе разрешили». Иногда бывает ситуация, что показываешь детям какой-либо предмет (например макет), а ручонки у них так и тянуться пощупать, тогда хорошо подходит фраза «смотрим только глазками, ручки спрятали за спину». Со временем я постаралась заменить все отрицательные фразы на утвердительные.

Попробуйте, Вам понравиться.