Самообразование "Кинезиологические упражнения с детьми."

Актуальность проблемы.

            Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический прогресс развивается еще быстрее, а здоровье детей - нашего будущего, ухудшается с каждым годом. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.

             Коснулась эта проблема и нашего детского сада. Дети стали менее активными, слабыми и раздражительными. Тревожность и заболеваемость повышаются. По результатам диагностики виден слабый потенциал физической подготовленности детей к школе.

              Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формой такой работы может стать кинезиологическая гимнастика. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

               Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

 

 

 

Теория возникновения.

 

               Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука». «Кинезиология» - это наука о движении, о движении мышц.

                Особенность кинезиологических упражнений в том, что они основаны на сочетании попеременного сокращения и расслабления мышц – сгибателей и мышц – разгибателей противоположных частей тела, а следовательно, и регулирующих их действия полушарий. Поэтому их осуществление и автоматизация приводят к созданию принципиально новых связей мозга и расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

                Работы В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г.Лурия, Н.С. Лейтеса доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

               Для этой цели разработаны специальные упражнения: двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т.д. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

                Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, формируют пространственные представления. Занятия способствуют развитию двигательной сферы, гармонизируют работу головного мозга.

 

 

Цель: 

            Способствовать гармоничному умственно-физическому развитию дошкольников.

Задачи:

      1. Выработать стратегию, позволяющую улучшить работу головного мозга (используем физические упражнения, дыхательную гимнастику).

      2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов

здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики

пробуждения, подвижные игры, физкультминутки)

      3. Содействовать развитию физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, глазомера, силы и выносливости).

 

 

 

 

 

 

Этапы.

 

I этап – организационно-подготовительный

  1. Подбор программно-методического обеспечения.
  1. Обучение педагогов.

Идея плана будет донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Будет организован игровой тренинг, на котором педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.

  1. Пополнение и модернизация развивающей среды.

Будет сделана картотека кинезиологических упражнений и развивающих игр. В группах будут организованы уголки для развития мелкой мотирики кистей рук.

  1. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
  1. Работа с родителями.

На собрании мы ознакомим родителей с планом, расскажем о значимости кинезиологических упражнений. Предложим родителям самим освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок будем ставить информацию о новом комплексе и приглашать на встречу для овладения им.

 

II этап – Рефлексивно-диагностический.

  1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.

Педагоги провели самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.

  1. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.

В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.

III этап – Практическая реализация плана.

Вид работы

Где реализуется

Растяжки

Дыхательные упражнения

Глазодвигательные упражнения

Телесные упражнения

Упражнения для развития мелкой моторики

Релаксационные упражнения

Игра в уголке с занимательными упражнениями.

Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности.

Свободная деятельность

 

Система реализации плана.

Работа с родителями

1. Наглядная информация в родительском уголке

2. Тематические родительские собрания

3. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям.

4. Индивидуальные консультации

5. Консультации и совместные занятия с детьми

6. Организация и ведение страницы сайта по ФИЗО

7. Изготовление информационных буклетов о здоровом образе жизни

8. Анкетирование 

9. Совместные походы 

 

Работа с педагогами

1. Проведение диагностики по уровню физической подготовленности. 2 раза в год  (в начале и в конце года)

2. Помощь  воспитателя при НОД инструктору по физической культуре.

3. Заведение тетради для работы с воспитателями для закрепления пройденного материала.

4. Составление совместно с логопедом картотеки подвижных игр, пальчиковой гимнастики, игровой и оздоровительный массаж, дыхательные игры и упражнения, согласно лексическим темам, картотеки считалок, загадок, чистоговорок.    

5. Привлечение к совместным праздникам и развлечениям.

6. Привлечение музыкального руководителя для подбора музыкального произведения к различным упражнениям и играм, к подвижным и хороводным играм, во время проведения эстафет и соревнований, в заключительной части занятия,

7. Совместно с музыкальным руководителем проведение музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируются согласно годовому календарно-тематическому плану.

8. Оформление физкультурных уголков в соответствии с возрастными особенностями детей (внести новые атрибуты, инвентарь к оздоровительным играм).

9. Консультация на различные темы

10. Привлечение сотрудников для пополнения «Тропы здоровья» на спортивной площадке»

11. Участие и выступление в работе МО, на семинарах, во взаимопосещениях занятий.

12. Самообразование

 

 

 

 

 

                                    Используемая литература:

 

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.

Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

Сайты:

Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет:  М.:

Вако, 2007.                          

Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М. :

Педагогическое общество России, 2006.

Деркунская В. А. Игры- эксперименты с дошкольниками, М. : Центр педагогического образования, 2012.

Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой,

В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (6-е издание, испр. и доп. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011 года)

Федорцева, М.Б. Здоровье сберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного  учреждения: учебно-методическое пособие/М.Б.

Федорцева, Т.В.  Шелкунова.-Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2009.-116с. – (Образование и здоровье).ISBN978-5-7291-0456-7.

Чубарова, С. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.: 2007. 

Блинова Л.Ф. Физическое воспитание дошкольников в системе предшкольной подготовки: Методические рекомендации. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 87с

Пензулаева Л.И. Фuзкультурные занятuя в детском саду. Конспекты занятий –– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

Кинезиологическая гимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия