Информация для родителей: "Золотая хохлома"

Фотиева Елена Викторовна

Информация для родителей: «Золотая хохолома».

 

Хохлома – Старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а так же изредка, зеленым) цветом по золотистому фону.

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/022c/00050b3b-23c361c8/img10.jpg

 

 

 

На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающей легкой, деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

https://cdn.rbth.com/1280x720/0x0/1280x720/all/2016/09/06/video_pic.jpg

Предполагают, что хохломская роспись возникла в 12 веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0b07/000450c6-ce9139ec/img43.jpg

 

 

 

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли ее для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

http://nn-patriot.ru/_data/objects/0000/9487/icon.jpg

 

http://in.vgoroden.ru/nu9cruyuyyhju_tspkd_h-440.jpeg

 

 

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжег себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить свое мастерство. Искрами изошел, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

 

https://arhivurokov.ru/compedu/html/2018/03/27/i_5aba1f6e90936/img_phpdBTucU_narodnye-promysly-hohloma_1_6.jpg

 

 

В настоящее время у хохломской росписи два центра – город Семенов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и село Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Семино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Семино, в других деревнях – филиалы).

 

http://pimg.mycdn.me/getImage?disableStub=true&type=VIDEO_S_720&url=http%3A%2F%2Fvdp.mycdn.me%2FgetImage%3Fid%3D204705039766%26idx%3D30%26thumbType%3D47%26f%3D1%26i%3D1&signatureToken=KEbpGLeE7LXl6x110ZdGZA

 

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно предает заготовке нужную форму. Так получается основа – «белье» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

https://www.fresher.ru/manager_content/images2/kak-delayut-derevyannye-lozhki/6.jpg

 

 

https://galina-lukas.ru/sites/default/files/474/IMG_4355.jpg

 

http://logbookrussia.com/wp-content/uploads/2015/11/20151028_0022.jpg

 

 

После сушки «белье» грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как ее называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От нее будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течении дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/0/2/7/7940720.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/118932/199430354.185/0_1ba7cb_a55dcc76_orig

Следующий этап – «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его так же вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

https://pimunn.ru/_resources/item/4584/photoset/normal/2360_011.jpg

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и черный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, желтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6444/79203423.22/0_fc70a_27d8a899_orig.jpg

 

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остается серебристый рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется черной краской фон).

 

 

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/09ae/0004ebad-97bdacbc/img6.jpg

 

 

 

 Кроме того существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура – квадрат или ромб, украшенная травкой, ягодами, цветами;

http://xn--8-7sbgxicex4abamk6d.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/media/news/news_52586_image_900x_.jpg

 

 

 

 

 

 

«травка» - узор из крупных и мелких травинок;

 

  • https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04b4/000632bb-293216cf/img14.jpg

 

«кудрин» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или черном фоне.

 

http://900igr.net/up/datas/193772/009.jpg

 

Используют мастера и упрощенные орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свернутым кусочком ткани.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56618a3d6ffe8/znakomstvosrusskimnarodnympromyslomkhokhlomskoirospisiu_3.jpeg

 

Все изделия расписываются вручную, причем роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это еще не настоящая «хохлома».

 

http://tradicii-duha.ru/wp-content/uploads/2017/10/0110-1140x500.jpg

 

 

 

 

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре 150-160 градусов до образования масляно-лаковой пленки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».