Использование дизайнерской деятельности в работе с детьми.

Фотиева Елена Викторовна

Дизайн – новейшее искусство: гармония пользы и красоты.

                                                                Жаль, что мы не рисуем прямо глазами.

                                                               Как много пропадает на длинном пути

                                                                     От глаз через руку и кисти.

                                                                                             Г. Лессинг.

Дизайн – с итальянского языка переводится как замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция;

с английского переводится как проект, план, рисунок – термин, обозначающий вид творческой проектной деятельности, направленной на совершенствование окружающей человека предметной среды; разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной предметной среды.

Продукты дизайна всегда имеют практическое (утилитарное) значение, и в этом его основное отличие от произведений искусства. Сходство же определяется тем, что дизайн-предметы создают художники-профессионалы (дизайнеры, конструкторы), поэтому они отвечают идее единства утилитарного и эстетического (пользы и красоты).

Как только первобытный человек стал одевать на себя шкуры – с этого момента и начинается история одежды и моды. Для каждой эпохи характерен свой особый стиль, созвучный не только современной архитектуре или модному для того периода искусству, но и являющийся отражением общественно-экономической формации, морали, господствующей религии данного периода. Поэтому, можно утверждать, что в любой одежде отражается стиль, типичный для соответствующего периода, эпохи.

Мода – непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры, в узком смысле – смена форм костюма. Время господства моды в наше время определяется одним сезоном. Мода изменчива и противоречива, она одновременно является выражением индивидуальности и массовости, духа нововведения и склонности к подражанию, демократизма, утилитарности и высокого искусства. Мода рождается ка вызов сложившимся вкусам, живет в борьбе с ними, полностью завоевывает и умирает.

Особую роль в становлении и развитии детской дизайн-деятельности играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями

 

живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Оригинальные силуэты и орнаменты декоративно-прикладного искусства помогут детям найти свои решения при оформлении изделий.

На творческом объединении «Веселая ярмарка» я знакомлю детей с народными промыслами России, где мы учимся выполнять элементы узоров таких промыслов как: Хохломская роспись, Городецкая роспись, Полхов – Майданская роспись, Гжель, Жостовская роспись, Филимоновская роспись и Дымковская роспись.

При этом следует помнить, что в декоративно-прикладном искусстве орнамент всегда связан с формой самого изделия: ленточный узор можно располагать по подолу платья, по краям рукавов; а центрический от пояса к подолу юбки или платья. Важен так же подбор цветосочетаний, умение работать с гуашевыми красками на палитре, уметь работать с кистью № 2 для росписи и правильно ее держать. Все эти навыки и умения как раз и формируются на творческом объединении.

Ноты работы.

Музыка в каждом деле живет,

Если в руках работа поет.

Звякают ножницы в деле стилиста,

Фены гудят деловито-басисто,

Лейка в руках у флориста звенит,

Булькает труд кулинара, шкворчит,

У модельера-ткани шуршат,

У архитектора - двери скрипят,

В обувном деле – дробь барабанная,

В фото – птичий щелчок долгожданный.

В кисти художника – соло прекрасное,

Тишь из полотен – глубокая, ясная,

Музыкой каждое дело поет,

Если работа по нотам идет.

Тайна, Уменье и Знание

Творят Красоты созидание.

 (В. Шипунова).

 

На занятиях художественно-эстетического развития детям была предложена работа с силуэтами одежды на листах бумаги. Затем работа с тканью.

Программное содержание: Вызвать интерес к дизайну одежды. Уточнить представления о видах одежды, классифицировать по разным основаниям ( назначение, материал, профессия, способ изготовления, наличие деталей и т. п.). Развивать воображение. Воспитывать художественный вкус.

 

В написании статьи была использована книга И.А. Лыковой "Художественный труд в детском саду"