«…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна как вода и воздух…»

Многолетний опыт работы с детьми убеждает меня в том, что развитие ребенка во многом зависит от того, как рано начинается его погружение в мир музыки. Я уверена, что занятия музыкой улучшают характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние.

Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами.    Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном  и психомоторном развитии.

Музыкально — ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.    

Движения под му­зыку не только развивают пластику детей, но и способствуют раскрепоще­нию, формированию ощущения свободы и уверенности, что немаловажно для становления личности ребенка. Именно они помогают закреплению таких поня­тий, как пульс музыки, ее ритм и метр, а также способствуют развитию ко­ординации.

Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. 

Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать; пестушки, потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т.д.

Особенно полезны малышу колыбельные. Колыбельная песня - это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.  Поэтому для крохи колыбельная — не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке

На музыкальных занятиях в нашем центре дети много слушают музыку: это музыкаразучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры), т.е. ту музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль.

Особое место мы отводим   слушанию классической  музыки.

Ребятам дошкольникам  понятен и очень нравится «Детский альбом» П.И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков».  При повторном прослушивании малыши узнают эти пьесы, понимают их содержание, рассказывают о характере музыки. В раннем дошкольном возрасте дети очень хорошо воспринимают сказочные образы: «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского, музыкальные пьесы «Мишка», «Зайчик»  М. Старокадомского,  Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще это музыкальное произведение.Пьесы «Аквариум», «Слон» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского, «Смелый наездник» Р. Шумана вызывают у малышей просто восторг   и желание подражать данным персонажам. Так ребята с легкостью узнают 3-5 классических произведений. Им легко  даётся понятие «музыку пишет композитор».

В раннем возрасте маленький ребёнок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте утверждаются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на самых лучших образцах мировой музыки, постоянно расширять их представления о музыке разных времён.