Аналитический отчет учителя-логопеда

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда за межаттестационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiynovyy.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

ГО Красноуфимск

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Тема: «Формирование фонетико-фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста  с использованием эффективных коррекционно-развивающих технологий в условиях логопункта»

                                                                                                          Составитель: Морева Н.А.

   Должность: учитель-логопед

                                                                                                МАДОУ детский сад 2

                                                                                                         

ГО Красноуфимск

2019 г.

Ведение

3

I.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Анализ изучения теоретических и программно-методических материалов организации коррекционно-профилактической работы по развитию речи  детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОО и семьи.

6

1.2. Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды логопедического пункта.

7

1.3. Анализ результативности применения форм, методов и использования, эффективных коррекционно-развивающих технологий работы по профилактике речевых нарушений в ДОУ.

9

1.4. Анализ образовательной деятельности по коррекции фонетико-фонематических процессов речи у детей.

10

1.5. Анализ вовлечения родителей в совместную деятельность по развитию фонетико-фонематических процессов у детей, зачисленных на логопункт.

12

1.6. Анализ профессиональной деятельности по распространению успешного опыта работы в области повышения качества образования.

14

II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

15

Заключение

16

Список литературы

17

Введение

В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС ДОО, родители являются непосредственными, полноправными участниками образовательного процесса. Задача педагогов и специалистов ДОО создать условия, использовать методы и формы работы, которые наиболее эффективно и продуктивно включат семью в образовательный процесс.

По утверждению М.Ф. Фомичевой и других специалистов, родители зачастую не понимают и недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как «…навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка».

 Важнейшими направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: профилактика речевых расстройств; ранняя диагностика и исправление нарушений речи; подготовка детей с нарушениями речи к обучению в школе. Опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность и сотрудничество специалистов и семьи. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Для эффективного сотрудничества необходимо четко определить задачи логопедической работы и вовлечь в эту работу родителей.

Повысить компетентность родителей в вопросах психического и речевого развития детей, помочь увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Приобщить родителей к коррекционной работе, познакомив с приемами коррекции «трудных» звуков, объяснить необходимость закрепления коррекции в домашних условиях.

Тема на межаттестационный период: «Формирование фонетико-фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста  с использованием эффективных коррекционно-развивающих технологий в условиях логопункта»

Цель данной работы – оптимизация системы логопедического сопровождения воспитанников дошкольной образовательной организации с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта, посредством использования эффективных коррекционно-развивающих технологий.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1.  Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, специальную литературу по проблеме профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОО и семьи.
  2. Разработать методические материалы по формированию фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста, для организации целостного коррекционного процесса при взаимодействии с семьей.
  3. Внедрить в систему коррекционной работы эффективные коррекционно-развивающие технологии, направленные коррекцию фонетико-фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста.
  4. Обеспечить субъектность участников коррекционно-образовательного процесса через внедрение эффективных форм взаимодействия.
  5. Выявить эффективность созданной системы на основе мониторинга результативности педагогической деятельности.

I.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Анализ изучения теоретических и программно-методических материалов организации коррекционно-профилактической работы по развитию речи  детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОО и семьи.

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызревало в народной практике воспитания, прогностически отмечалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого, а именно бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.).

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важным институтом воспитания и социализации ребенка.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «Взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценимая помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в отношении его развития.

Придать дошкольному учреждению открытость, значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников образовательных отношений возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах.

Изучив опыт исследователей в области логопедии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, А.Ф. Лурия, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, В.И. Селиверстов, Е.А. Кизимова и др.) определилась в том, что вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в коррекционном процессе важно и необходимо, это позволяет значительно повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность – в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и  творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольной организации, общественного воспитания в целом.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декламируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в развитии его личности, прежде всего индивидуальность, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии.

Также, в настоящее время большое значение придается привлечению родителей к процессу развития речи своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Для того чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, было проведено  анкетирование, были получены следующие результаты:

  • 59 % родителей не представляют, какую работу по развитию речи проводят воспитатели дошкольного учреждения;
  • 71 % родителей считают, что работа по развитию речи это забота воспитателей;
  • 29 % родителей считают, что работа по развитию речи производится совместно воспитателями и родителями;
  • 75 % родителей не имеют знаний в области развития речи, основываются на свой жизненный опыт;
  • 85 % очень редко читают своим детям литературные произведения (реже 2 – 3 раз в неделю).

Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемное поле и составили план работы с родителями, направленный на формирование адекватного речевого воспитания ребенка в семье. Одной из форм взаимодействия с семьей, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение обучающих коррекционно-развивающие занятия для родителей, как одной из вариативных форм работы учителя-логопеда.

Задачи логопедической помощи семье в детском саду выходят за рамки программных направлений образовательного учреждения, поскольку большинство родителей испытывают трудности не столько в воспитании ребенка с особыми образовательными потребностями, сколько в реализации собственного воспитательного потенциала по отношению к своим детям.

У родителей возникает острый дефицит информации, касающийся логопедической коррекции в части системы коррекционно-развивающих знаний. Новые запросы родителей объясняются их тревогой за успешность ребенка в будущей учебной деятельности.

Логопеды должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребенка. Реализация компетентностного подхода в работе с родителями, воспитывающими детей, позволяет предоставить родителям возможность для самореализации путем создания специальных условий для взаимной деятельности с дошкольной организацией. Целью такого подхода к воспитанию и развитию ребенка является не передача родителям научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития; позволяет перевести родителей в позицию вынужденной активности, когда невозможно не участвовать. Ответственное отношение к родительским обязанностям – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, в рамках реализации компетентностного подхода, в коррекционной работе логопеда, является одной из вариативных форм взаимодействия с семьей.

К вариативным формам дошкольного образования для детей относится и консультативный логопедический пункт.

Основные задачи, которые ставит перед собой логопед КП:

  • Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам развития речи детей;
  • Оказание содействия в социализации детей; проведение комплексной профилактики отклонений в речевом развитии;
  • Оказание всесторонней помощи родителям и детям, в обеспечении равных возможностей при поступлении в школу;
  • Обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Обучающие коррекционно-развивающие занятия для родителей – одна из вариативных форм работы логопеда на консультативном пункте детского сада. На таких занятиях родители обучаются вместе с детьми, выполняя все упражнения, игры и задания вместе с ребенком. Логопед одновременно комментирует все происходящее, объясняет и отвечает на возникающие вопросы в ходе занятия.

Цель обучающих коррекционо-развивающих занятий - повышение логопедической компетенции родителей по вопросам развития речи детей.

        Задачи:

  • создание условий для гармонизации детско-родительских отношений;
  • повышение степени осознания прав и обязанностей родителей по отношению к своему ребенку;
  • создание условий для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного учреждения.

Такая форма работы логопеда с семьей в дошкольной организации позволяет вовлечь родителей в процесс коррекционной работы. На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий логопеда в одиночку, само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Поэтому необходимым условием закрепления, достигнутого является активное воздействие на близких взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.

Используя разнообразные традиционные и инновационные формы взаимодействия: тематические родительские собрание, круглые столы, мастер-классы практикумы, памятки, буклеты, создан сборник статей для родителей и педагогов «Учимся говорить правильно». Результатом взаимодействия с родителями стало их активное включение в коррекционно-образовательный процесс, они являются активными помощниками, участниками в мероприятиях различного уровня. Применение эффективных технологий на родительских собраниях и в заседаниях семейных клубов: «Учимся говорить правильно», «Игры по дороге домой», «Готовимся к школе» повысило родительскую компетентность в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Еще одна из нетрадиционных форм взаимодействия с семьей – это клубная деятельность. В межаттестационный период для развития сенсомоторного восприятия, социально-бытовых навыков и речи детей раннего возраста в рамках реализации проекта «За руку с семьей». В отличие от вышеописанных форм общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольного начала и личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются различные пути решения выявленных проблем. Совместно и планомерно происходит обучение родителей эффективным формам взаимодействия с ребенком по коррекции нарушений речевого развития. Реализуя взаимодействие с семьей через клубную деятельность, мне удалось выстроить конструктивные взаимоотношения с родителями, они стали полноправными участниками образовательного процесса, также приняли активное участие в организации коррекционной помощи ребенку, выполняли все рекомендации, интересовались успехами своего ребенка.

В век стремительного внедрения информационных технологий одной из форм взаимодействия с семьей, является блог логопеда, сайт ДОУ, где родители могут получить необходимую информацию, задать вопросы, получить рекомендации по вопросам развития речи детей.

Таким образом, в настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и идеологизация педагогического процесса. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Учителя-логопеды и педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с семьей, основанные на принципе единства воспитательного воздействия.

1.2. Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды логопедического пункта.

В соответствии с ФГОС ДО  «…Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря на логопункте в соответствии с программой обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами;
  • двигательную активность, в том числе и развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Речевое развитие - важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи на логопункте создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует их возрасту. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в межаттестационный период способствовало повышению речевой активности детей.

Центры расположены удобно и для педагога, и для детей, которые в свою очередь, могут самостоятельно пользоваться наглядным материалом:

  • центр методического, дидактического и игрового сопровождения, материалы для обследования речи, методическая литература, документация учителя-логопеда, наглядно-дидактические материалы для обеспечения коррекционного процесса, компьютер;
  • центр индивидуальной коррекции звукопроизношения стол, стулья, настенное зеркало, лампа, картинки артикуляционной гимнастики;
  • центр групповых и подгрупповых занятий стол, стулья;
  • информационная зона для педагогов и родителей, информационный стенд.

Пособия, используемые в логопедической работе. Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственных представлений, физиологического (диафрагмального) дыхания, звукопроизношения. Материалы по обучению грамоте, на формирование лексики, на формирование грамматического строя речи, на формирование связной речи. Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учетом прохождения лексических тем, предметные картинки, картинки с действием, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, схемы для составления описательных рассказов. Картотеки словесных игр и упражнений, пальчиковых игр, стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок, текстов на автоматизацию поставленного звука (в слоге, словах, словосочетаниях, предложении, тексте). Занимательный материал: ребусы, головоломки, мнемотаблицы.

Для реализации рабочей программы разработаны методические комплекты, наглядные пособия и дидактический материал: картотеки артикуляционной, дыхательной, мимической гимнастик, психогимнастики, пальчиковых и речевых игр, картотеки коммуникативных игр; картотека игр на развитие слухового внимания, сборники по автоматизации звуков, сборники игр-тренажеров «Веселый коктейль», наборы кубиков Йошимото «Картинка-звук-буква» с фонематическими заданиями, «Звуковой сундучок», «Коробка звуков», содержащих множество разнообразных заданий различной сложности, способствующие развитию фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза,  грамматического строя речи, речевой сноровки у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. В своей деятельности активно использую авторские пособия: нестандартное сенсомоторное оборудование «Ловкие пальчики»; многофункциональные сенсомоторные дидактические пособия «Веселые медузы» и «Теремок», для развития сенсомоторного восприятия, мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Для родителей и педагогов созданы: медиатеки и видеотеки по комплексно-тематическому планированию для детей дошкольного возраста; медиатека «Советы логопеда для педагогов», «Логопед спешит на помощь!».

Компьютерные, специализированные логопедические программы, электронные пособия-игры «Мерсибо», игры презентации сайта «Доктор Айболит», интерактивные игры, направленные на развитие  фонематических процессов речи у детей. Аудиокниги для автоматизации и дифференциации звуков.

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность – одна из важных составляющих развивающей среды. В кабинете, также учтено и то, что ребенок быстрее и легче запоминает яркое, интересное и необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию в коррекции речевых недостатков.

1.3. Анализ результативности применения форм, методов и использования, эффективных коррекционно-развивающих технологий работы по профилактике речевых нарушений в ДОУ.

В своей коррекционной деятельности использую различные формы работы с родителями: консультации, практикумы, открытые подгрупповые занятия, мастер-классы, где родители получают практические навыки, которые активно используют при выполнении рекомендаций в домашних условиях. Повышаю их компетентность в вопросах профилактики речевых нарушений через распространение информации на интернет ресурсах: сайт ДОУ, личный сайт в соц.сетях, страницу в контакте, группы в WhatsApp, статьи и публикации в газетах, буклеты на различные темы касающиеся развития речи детей.

Основой взаимодействия с родителями воспитанников в моей педагогической практике стала организация деятельности клуба рамках реализации проекта «За руку с семьей», где системно и планомерно обучаю родителей эффективным формам взаимодействия с ребенком по коррекции нарушений речевого развития. В результате удалось выстроить конструктивные взаимоотношения с родителями, они стали активны в организации коррекционной помощи ребенку, выполняют рекомендации, интересуются успехами ребенка.

Активно сотрудничаю с педагогами детского сада, повышая их педагогическую компетентность в вопросах формирования звуковой стороны речи и в целом, всех компонентов речи. Обучаю приемам выполнения артикуляционной гимнастики, дыхательных и мимических упражнений, играм и упражнениям на развитие фонематических процессов речи, грамматического строя. Также обучаю играм на обогащение словаря в форме консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, а также выхожу на группы с открытыми занятиями. Эффективность в коррекции речевых нарушений обеспечена взаимодействием со всеми специалистами детского сада, с воспитателями групп и родителями детей, имеющих нарушений речи.

Создала и апробировала в практической деятельности методические материалы по автоматизации нарушенных звуков: карточки по автоматизации звуков. Создала картотеку игр на развитие слухового внимания, сборники по автоматизации звуков, сборники игр-тренажеров «Веселый коктейль», наборы кубиков Йошимото «Картинка-звук-буква» с фонематическими заданиями, «Звуковой сундучок», «Коробка звуков», содержащих множество разнообразных заданий различной сложности, способствующие развитию фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза,  грамматического строя речи, речевой сноровки у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. В своей деятельности активно использую нестандартное сенсомоторное оборудование «Ловкие пальчики»; многофункциональные сенсомоторные дидактические пособия «Веселые медузы» и «Теремок», для развития сенсомоторного восприятия, мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

В своей деятельности систематически использую современные педагогические технологии образования, которые способствуют формированию у детей устойчивого активного познавательного интереса к логопедическим занятиям:

  • технология логопедического обследования, технология коррекции звукопроизношения Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной дифференцированный и индивидуальный подход, игровая технология,
  • применяю в работе технологию моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях;
  •  использую технологии проектной деятельности;
  •  технологии «лэпбук»;
  •  здоровьесберегающие технологии из которых в работе использую компенсаторно-нейтрализующие (Су-Джок терапия, японская методика пальцевого массажа, гимнастику для развития мимической мускулатуры, дыхательные, артикуляционные гимнастики, музыкотерапию, физкультминутки) и стимулирующие (сказкотерапия, пескотерапия);
  • использую во взаимодействии всех факторов образовательной среды, что способствует физическому, интеллектуальному, речевому развитию воспитанников.
  •  информационно-коммуникативными технологиями, применяю в практической деятельности мультимедийные технологии (подборка презентаций, иллюстраций);
  •  компьютерные, специализированные логопедические программы, электронные пособия-игры «Мерсибо», игры презентации сайта «Доктор Айболит», интерактивные игры, направленные на развитие  фонематических процессов речи у детей;
  • аудиокниги для автоматизации и дифференциации звуков;
  • технологию проектной деятельности;
  •  игровые технологии на развитие фонетико-фонематической стороны речи, игры на развитие грамматического строя речи.

Применение эффективных коррекционно-развивающих технологий позволило оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и значительно повысить результативность логопедической работы в целом.

Анализ использованного программно-методического обеспечения позволяет сделать вывод о результативности используемых программ, методик и технологий в коррекции речевых нарушений.

1.4. Анализ образовательной деятельности по коррекции фонетико-фонематических процессов речи у детей.

В ходе логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с 2014 по 2018 г. выявила проблему, что 73% детей имеют полиморфное нарушение звукопроизношения, не сформированность фонематических процессов речи, трудности при овладении навыком звукового анализа, отмечаются трудности в автоматизации поставленных звуков и подтвержденный неврологом диагноз «дизартрия».

Результаты логопедического обследования

Всего обследованных детей

2014-2015гг

2015-2016гг

2016-2017гг

2017-2018гг

Выявлено детей с нарушениями речи

92

84

94

85

Зачислено на логопункт

25

27

25

28

ФФНР (дизартрия)

20 (80%)

20 (74%)

20 (80%)

21 (75%)

ОНР

5 (20%)

7 (26%)

5 (20%)

5 (18%)

Следует отметить, что в детском саду количество детей с ФФНР стабильно высокое.

Коррекционная работа ведется по следующим направлениям:

  1. диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
  3. профилактика речевых нарушений в дошкольном учреждении.

В результате созданных психолого-педагогических условий, разработке и реализации программы в соответствии с ФГОС ДО, системного применения методического сопровождения к рабочей программе и учета индивидуальных особенностей ребенка с ФФНР, дизартрией и детей с ОВЗ;  применения методических материалов по автоматизации нарушенных звуков, разработанных для родителей карточек по фонетико-фонематическому анализу и синтезу слов, а также картотеки игр на развитие слухового внимания, сборника по автоматизации звуков, сборника игр-тренажеров «Веселый коктейль», наборов кубиков Йошимото «Картинка-звук-буква» с фонематическими заданиями, «Звуковой сундучок», «Коробка звуков», содержащих множество разнообразных заданий различной сложности, способствующих развитию фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза,  грамматического строя речи, речевой сноровки у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; использования нестандартного сенсомоторного оборудования «Ловкие пальчики», многофункционального сенсомоторного дидактического пособия «Веселые медузы» и «Теремок», для развития сенсомоторного восприятия, мелкой моторики рук и тактильных ощущений; применения в коррекционной практике системы игровых методов и приемов, ИКТ, комплексного взаимодействия специалистов, педагогов и родителей; на основе мониторинга, констатировала высокую эффективность использования данной системы в своей практической деятельности, стабильно высокие, положительные результаты при выводе детей с логопедического пункта. С чистой речью выпускается в среднем 60% детей.

Учебный год

С чистой речью

Со значительным улучшением

Без улучшения

Всего детей

2014 - 2015

64%

36%

-

25

2015 - 2016

59,3%

40,7%

-

27

2016 - 2017

58,4%

41,6%

-

24

2017 - 2018

76%

24%

-

25

2018 - 2019

71%

29%

-

28

В рамках работы ПМПк ДОО, осуществляю сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, с 2010 года, являюсь председателем консилиума.

Также, организую взаимодействие со всеми специализированными учреждениями города и области: детской поликлиникой, областным центром речи и слуха (БОНУМ-центр), сопровождаю педагогов при проектировании и реализации адаптированных образовательных программ. Данная деятельность позволяет отметить положительную динамику при коррекции тяжелых нарушений речи. Дети с ТНР находящиеся на сопровождении ПМПк в ДОО, успешно осваивают программу в начальном звене школы.

Результаты коррекционной работы с детьми находящимися на сопровождении ПМПк ДО.

Показатели

2015-2016

Детей                %

2016-2017

Детей                %

2017-2018

Детей                %

Общее количество детей на сопровождении

8

100%

7

100%

7

100%

Обследовано узкими специалистами

8

100%

7

100%

7

100%

Направлены на консультации в «БОНУМ»

2

25%

2

28.5%

2

28.5%

Направлены на консультации ТОПМПК ПМПК

8

100%

7

100%

7

100%

Переведены в речевую группу

2

25%

3

42.8

4

57.1%

Таким образом, полученные результаты коррекционной работы позволяют сделать вывод, что данная организация работы эффективна и результативна.

1.5. Анализ вовлечения родителей в совместную деятельность по развитию фонетико-фонематических процессов у детей, зачисленных на логопункт.

Успешно сотрудничаю с родителями, используя разнообразные традиционные и инновационные формы взаимодействия: круглые столы, мастер-классы практикумы, памятки, буклеты, создан сборник статей для родителей и педагогов «Учимся говорить правильно».

Результатом взаимодействия с родителями стало их активное включение в коррекционно-образовательный процесс, они являются активными помощниками, участниками в мероприятиях различного уровня. Применение эффективных технологий на родительских собраниях и в заседаниях семейных клубов: «Учимся говорить правильно», «Игры по дороге домой», «Готовимся к школе» повысило родительскую компетентность в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Применения методических материалов по автоматизации нарушенных звуков, разработанных для родителей карточек по фонетико-фонематическому анализу и синтезу слов, а также картотеки игр на развитие слухового внимания, сборника по автоматизации звуков, сборника игр-тренажеров «Веселый коктейль», наборов кубиков Йошимото «Картинка-звук-буква» с фонематическими заданиями, «Звуковой сундучок», «Коробка звуков», содержащих множество разнообразных заданий различной сложности, способствовало развитию фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза,  грамматического строя речи, речевой сноровки у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Была организована нетрадиционная форма взаимодействия с семьей в форме клубной деятельности, в рамках реализации проекта «За руку с семьей». В отличие от вышеописанных форм общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольного начала и личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба, где выносились и обсуждались актуальные вопросы, рассматривались различные пути решения выявленных проблем. Совместно и планомерно происходило обучение родителей эффективным формам взаимодействия с ребенком по коррекции нарушений речевого развития. Реализуя взаимодействие с семьей через клубную деятельность, мне удалось выстроить конструктивные взаимоотношения с родителями, они стали полноправными участниками образовательного процесса, также приняли активное участие в организации коррекционной помощи ребенку, выполняли все рекомендации, интересовались успехами своего ребенка.

Положительная динамика подтверждается результатами мониторинга.

1.6. Анализ профессиональной деятельности по распространению успешного опыта работы в области повышения качества образования.

Систематически и целенаправленно совершенствую профессиональную компетентность, активно распространяю опыт своей работы на различных уровнях в форме открытых занятий, выступлений на семинарах, в ходе консультативной работы.

Предъявляла свой опыт педагогической деятельности по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста педагогическому сообществу в рамках различных мероприятий:

  • презентация педагогического опыта на 2-ой очно-заочной  Всероссийской научно-практической конференции «Пространство дошкольного детства. Современность и будущее» (2016г.);
  • презентация опыта работы и публикация в сборнике материалов территориальной конференции «Педагог и ребенок с особыми образовательными потребностями в детском саду: содружество, сотворчество, сотрудничество» (2017г.);
  • презентация   педагогического опыта работы и  публикация в сборнике на Всероссийской научно-практической конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии»;
  •  «Институт развития образования», презентация опыта работы на Августовской педагогической конференции – 2018 «Стратегические задачи развития образования: проектные решения в системе образования городского округа Красноуфимск», выступление на секции «Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет. Реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье» (2018г.),
  • презентация педагогического опыта в форме выступления на муниципальной Августовской конференции образовательных организаций Ачитского городского округа по теме «Обучающие коррекционно-развивающие занятия для родителей – одна из вариативных форм работы логопеда» (2018г.);
  • презентация педагогического опыта на муниципальной выставке методической продукции и электронных образовательных ресурсов «Актуальный педагогический опыт реализации образовательных программ общего и дополнительного образования на территории городского округа Красноуфимск: традиции, инновации и перспективы» (2018г.);
  •  публикация в социальной сети работников образования в форме учебного видеоматериала по теме «Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Творческий подход» (2018г.);
  •  презентация педагогического опыта на «Ярмарке педагогических идей – 2018» «Достижение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО посредством взаимодействия с семьями воспитанников» (2018г.);
  •  презентация опыта работы в форме мастер-класса в методическом объединении по теме «Учимся рассказывать сказки» (2019г.);
  •  презентация практических материалов на выставке III районной практической конференции «Ярмарка педагогических идей – 2019» «Основные подходы к современному детскому чтению в условиях дошкольной организации: традиции и тенденции»;
  •  презентация педагогического опыта на Августовской конференции работников образования Ачитского городского округа по теме «Модели организации дошкольного образования для детей 0+» (2019г.);
  •  публикация с социальной сети работников образования по теме «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда, применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (2019г.)

Для получения актуальной информации об изменениях в системе образования, а также с целью распространения и обмена опытом работы с коллегами различных регионов использую различные сетевые ресурсы:

  • на развивающем портале «Мерсибо» (mersibo.ru);
  •  в социальной сети работников образования «Наша сеть» nsportal.ru создан мини-сайт учителя-логопеда hhps://nsportal.ru/;
  •  на сайте ДОО (mkdou2.org.ru), где систематически публикуются методические материалы, разработки, фото и видео отчеты о проведенных мероприятиях.

Принимаю активное участие в работе методических объединений на муниципальном и территориальном уровне:

делюсь и перенимаю передовой опыт коллег;

использую в своей деятельности наиболее приемлемые для своих воспитанников методы и приемы коррекционного воздействия.

Результатами личных профессиональных достижений участие в профессиональных конкурсах:

участник муниципального конкурса профессионального мастерства «Эстафета педагогического мастерства» (2017г.);

 участник Всероссийского тестирования «ТоталТест Август 2017» - диплом III степени;

 участник Всероссийского конкурса для педагогов «Росконкурс.РФ» «Росконкурс Октябрь2018» - Диплом II степени;

 участник Всероссийского тестирования «ТоталТест Сентябрь 2019» - диплом I степени.

Также, являюсь экспертом по аттестации Западного управленческого округа.

II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Проблема нарушения была и остается актуальной. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Количество детей  в детском саду с  ФФНР стабильно высокое. Считаю, что по данной проблеме необходимо продолжить работу.

Заключение

В настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги и специалисты ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями многочисленны и неоспоримы.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой учителя-логопеда, педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги помогут в решении педагогических проблем, и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

Во-вторых, это учет индивидуальных особенностей ребенка. Учитель-логопед, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что в свою очередь, ведет к повышению активности коррекционно-развивающего процесса.

В-третьих, это укрепление внутренних семейных связей, что также, сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

Анализ результатов своего труда радует детей и родителей, они начинают интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную, грамотную речь.

Таким образом, полученные результаты коррекционной работы позволяют сделать вывод, что данная организация работы эффективна и положительно-результативна.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями от 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013г.);
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования;
  3. Примерная основная общеобразовательная программа «Радуга»: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М.: Просвещение;
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г., регистрационный № 28564;
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009;
  6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.