Примеры педагогических ситуаций

Зибарева Людмила Анатольевна

Дети присматриваются к взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать настроение и заражаться им; чутко улавливают, как взрослые относятся к ним: готовы ли уступать или потребовать проявления к ним снисходительности, непреклонны, раздражены или благодушно настроены. Известный польский педагог Я. Корчак говорил: «Ребенок знает окружающих, их настроения, повадки, слабости, знает и умело их использует. Угадывает расположение, чувствует лицемерие, схватывает на лету смешное. Читает по нашим лицам так, как крестьянин по небу, какую оно сулит погоду». 

-Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно приговаривая: Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза! Воспитатель, заметив это, говорит: Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку. Но девочка не слушает ее, возражает: А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает. Объясните действия ребенка в игре, основываясь на особенностях, характерных для детей дошкольного возраста. Назовите их. Какую роль в воспитании ребенка играют такие его особенности, как подражательность, стремление быть похожим на близких? Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. «Ребенок говорит языком окружающих высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам», говорил Януш Корчак. Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит положительные примеры поведения взрослых и сверстников. Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, так как ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он уверен: все, что делают взрослые, хорошо. Ребенку хочется быть большим, походить на близких!

-Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой и бабушкой об этом говорить бесполезно: они на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И ребенок пользуется этим. Сын смотрит отцу в глаза и вкрадчиво говорит: Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза.) Ну, папулечка-а-а, тянет сын, можно? Мальчик знает, что папа еще помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном: Так и быть, разрешаю в виде исключения! Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня все повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит: Так и быть, разрешаю в виде исключения! Сын остается смотреть телевизор. Он знает, что на следующей неделе, когда будут передавать футбол, все будет, как сегодня. Зато во всем другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно. А в разговоре с мамой у Гены требовательный тон. В особенности когда дело касается покупок игрушек и лакомств. И сын этим пользуется. А с бабушкой! С ней можно даже покапризничать, пустить слезу, прикинувшись маленьким и обиженным. Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит от ребенка или от взрослых? Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой как добрый заступник.Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи.

- Квартиру только что отремонтировали. Шестилетний Шурик разрисовал красным мелом обои возле своего стола. Мама ахнула, а сын смеется: Сами же говорили: здесь твое место, следи за своими игрушками, наводи в них порядок Вот я и нарисовал картину над своим столом. Разве некрасиво? В глазах веселые огоньки, лицо лукавое. Уверен: мама не станет гневаться. И действительно, она так сражена «остроумием» сына, что вечером это становится предметом семейных восторгов: Посмотри, какую картину повесил над своим столом наш художник! Ах ты, озорник! И ведь додумался же! в тон маме подхватывает отец. Проанализируйте поведение Шурика: как можно оценить его поступок? Правильно ли отнеслись к поступку Шурика его родители? Есть ли разница между озорством и шалостью? Важно уметь отличать шалость от озорства ребенка. Шалость забава невинная: ребенок весел, оживлен, пытается по-своему, по-детски острить, смешить окружающих и занимать себя. Он жаждет от взрослых поддержки хорошему настроению. Это своеобразная форма выражения расположения, поиск контактов с окружающими. Однако если ребенок не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство. А оно всегда имеет отрицательный оттенок. В проявлении озорства ребенок как бы переступает границы дозволенного. Взрослые обязаны определить ту черту, за которую он не должен переступать, и соответственно руководить его поведением. Если ребенка приучили с вниманием относиться к слову взрослого, то шалости удается легко прекратить, предотвратив детскую эмоциональную безудержность. Всегда нужно иметь в виду, что формы и сила выражения эмоций зависят от воспитания.

-  Костя, как зачарованный, остановился возле лужи. Прежде всего, он попытался измерить ее глубину. Разумеется, самым примитивным способом: постепенно погружая ботинки с пятки на носок, все дальше и дальше удаляясь от «берега». К восторгу Кости, лужа оказалась не только огромной, но и глубокой. Далее в ход были пущены более совершенные «измерительные приборы» прутик и палочка. Когда «море» было изучено вдоль и поперек, маленький исследователь принялся бросать камешки, наблюдая за всплеском воды и кругами, превращающимися возле «берега» в настоящие волны. Наконец, и этот эксперимент был завершен. А что если теперь забросить мяч на самую середину, а затем при помощи все тех же камешков пригнать его к противоположной стороне лужи? Костя так и сделал. Но, к великому изумлению любознательного экспериментатора, опыт дал совершенно неожиданный результат: мяч сам каким-то чудом возвращался назад. Что такое? Отчего бы? размышляет мальчик. Ах вот она, разгадка! Появившаяся рябь на воде подсказывала, что это ветер гнал мяч прямо к Косте. Опыт повторялся еще и еще раз и все с тем же отрадным результатом. Однако почти все открытия сопряжены не только с победами Костю ждала неудача. Мяч недвижимым поплавком застыл в самой середине лужи. Ветер утих, а камушки, как нарочно, пролетали мимо! Стоит ли описывать Костино смятение! Наконец, мужественный экспериментатор ринулся за мячом в самую пучину прямо в ботинках. Когда он был уже у самой цели, во дворе появилась мама Взрыв гнева последовал мгновенно: мать отшлепала сына. Несносный! Что натворил!.. Погоди у меня! Дома я тебе еще добавлю! И о поручении забыл! Сын плакал Проанализируйте, какие особенности проявились в действиях ребенка? Как вы поступили бы на месте этой мамы? Обоснуйте свои действия