Раннее чтение, за и против

Благих Алина Витальевна

С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в рече­вом, познавательном и физическом развитии, с различным спектром невротических проявлений. Вместе с тем у родителей наблюдается гипертрофированный интерес к раннему интеллектуальному раз­витию собственных детей. Такая заинтересованность объяснима -каждый желает для своего ребенка перспективного будущего. Кроме того, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательные программы, требования к знаниям выпускника школы вызывают у родителей беспокойство и озабоченность еще задолго до того, как их ребенок пойдет в школу. Однако всегда ли приносит пользу раннее обучение чему-либо? Рас­смотрим этот вопрос на примере обучения чтению.

Мальчик учится читать

Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка

Педагог-психолог Благих А.В.

Процесс раннего обучения чтению для ребенка трех-четырех лет является достаточно сложным. Во-первых, чтение - это прежде всего волевой про­цесс, требующий достаточных усилий для концентрации внима­ния на материале и усидчивости в течение достаточно продолжи­тельного периода времени. Следует отметить, что условия обуче­ния чтению в корне противоречат закону природосообразности развития дошкольника. У детей младшего и среднего дошкольно­го возраста повышена потребность в двигательной активности, посредством которой они изучают предметный мир и отношения. Блокировать движение и взаимодействие означает лишить ребен­ка непосредственно практической деятельности, в ходе которой

формируются его когнитивный багаж, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.

Во-вторых, дошкольник должен хотеть научиться читать. Речь идет о мотивации. Если говорить о старшем дошкольном возрасте, то здесь, в общем-то, все ясно. Движущей силой является желание ребенка стать взрослым и стремление получить интересующую информацию, которой можно поделиться в группе. Ребенок, вла­деющий широким кругозором, пользуется особой популярностью среди сверстников. У детей трех-четырех лет еще нет ориентации на сверстников, а желание быть взрослым удовлетворяется гораз­до более доступными и простыми средствами, например, такими,

как умение самостоятельно надеть бо­тинки или вытереть пыль тряпкой.

В-третьих, преждевременная интел­лектуальная нагрузка ведет к перена­пряжению структур головного мозга. Искусственное форсирование мозго­вой деятельности приводит к расша­тыванию психики, а впоследствии - к деформации личности ре­бенка.

Способность дошкольника самостоятельно читать вызывает у ро­дителей не только чувство гордости, но и некую удовлетворен­ность тем, что ребенок может занять себя делом. В свою очередь, у родителей высвобождается время для решения личностных или бытовых проблем.

          Стоит отметить следующее, родителям, ориентирующим дошкольника на раннее обучение чтению, необходимо понимать и учитывать возрастные потребности и возможности ребёнка.

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Это можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Если вы обучаете чтению ребенка в игровой форме, то:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.

 

 

Добиться успеха в обучении чтению в возрасте от 5 лет помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:

  1.  Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
  2. Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
  3. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
  4. Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
  5. Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
  6. Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
  7. Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.

 

Играйте, читайте, лепите со своим ребенком и, знания, полученные в результате взаимо­действия, помогут ребенку естественным образом дозреть до образа успешного ребенка, о котором мечтает каждый родитель. Развивайте ваших детей, играйте с ними, гуляйте, общайтесь, не торопите события и ребёнок постепенно всему научится, дайте ему созреть до этого.

 

 Педагог-психолог Благих А.В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blagih_konsultatsiya_rannee_chtenie_2.docx102.43 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом развитии, с различным спектром невротических проявлений. Вместе с тем у родителей наблюдается гипертрофированный интерес к раннему интеллектуальному развитию собственных детей. Такая заинтересованность объяснима -каждый желает для своего ребенка перспективного будущего. Кроме того, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательные программы, требования к знаниям выпускника школы вызывают у родителей беспокойство и озабоченность еще задолго до того, как их ребенок пойдет в школу. Однако всегда ли приносит пользу раннее обучение чему-либо? Рассмотрим этот вопрос на примере обучения чтению.

Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка

Педагог-психолог Благих А.В.

Процесс раннего обучения чтению для ребенка трех-четырех лет является достаточно сложным. Во-первых, чтение - это прежде всего волевой процесс, требующий достаточных усилий для концентрации внимания на материале и усидчивости в течение достаточно продолжительного периода времени. Следует отметить, что условия обучения чтению в корне противоречат закону природосообразности развития дошкольника. У детей младшего и среднего дошкольного возраста повышена потребность в двигательной активности, посредством которой они изучают предметный мир и отношения. Блокировать движение и взаимодействие означает лишить ребенка непосредственно практической деятельности, в ходе которой

формируются его когнитивный багаж, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.

Во-вторых, дошкольник должен хотеть научиться читать. Речь идет о мотивации. Если говорить о старшем дошкольном возрасте, то здесь, в общем-то, все ясно. Движущей силой является желание ребенка стать взрослым и стремление получить интересующую информацию, которой можно поделиться в группе. Ребенок, владеющий широким кругозором, пользуется особой популярностью среди сверстников. У детей трех-четырех лет еще нет ориентации на сверстников, а желание быть взрослым удовлетворяется гораздо более доступными и простыми средствами, например, такими,

как умение самостоятельно надеть ботинки или вытереть пыль тряпкой.

В-третьих, преждевременная интеллектуальная нагрузка ведет к перенапряжению структур головного мозга. Искусственное форсирование мозговой деятельности приводит к расшатыванию психики, а впоследствии - к деформации личности ребенка.

Способность дошкольника самостоятельно читать вызывает у родителей не только чувство гордости, но и некую удовлетворенность тем, что ребенок может занять себя делом. В свою очередь, у родителей высвобождается время для решения личностных или бытовых проблем.

          Стоит отметить следующее, родителям, ориентирующим дошкольника на раннее обучение чтению, необходимо понимать и учитывать возрастные потребности и возможности ребёнка.

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Это можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Если вы обучаете чтению ребенка в игровой форме, то:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.

Добиться успеха в обучении чтению в возрасте от 5 лет помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:

  1.  Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
  2. Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
  3. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
  4. Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
  5. Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
  6. Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
  7. Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.

Играйте, читайте, лепите со своим ребенком и, знания, полученные в результате взаимодействия, помогут ребенку естественным образом дозреть до образа успешного ребенка, о котором мечтает каждый родитель. Развивайте ваших детей, играйте с ними, гуляйте, общайтесь, не торопите события и ребёнок постепенно всему научится, дайте ему созреть до этого.

 Педагог-психолог Благих А.В.