Использование «чудо-конструкторов» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста.

Коробкова Наталья Владимировна

В настоящее время в системе дошкольногообразования происходятзначительные перемены, возросли требования к развитию детей дошкольного возраста. Сегодня каждый педагог и руководитель осознает, что современных детей надо учить по- новому. И  появление Федерального государственного образовательного стандарт положило начало интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, и перед нами педагогами  дошкольных учреждений становится актуальным поиск альтернативных форм и методов, апробацией в широкой практике новых педагогических технологий.

С января 2019 наш детский сад включен в программу «Апробация технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича».Актуальность введения игровой технологии интеллектуально творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования к созданию развивающей предметно-пространственной среды.Но, прежде чем начать работу, мы прошли курсы повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях» на базе ОГАОУ ДПО «БелИРО», смогли сами поиграть, и на себе испытать интерес, восторг и удовольствие. Наш коллектив привлекло в ней то, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий   возрастной диапазон участников игры (от 2-3 лет до средней школы).Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей В.В.Воскобовича предусматривает скоординированную поддержку      развития воображения и других творческих способностей ребенка, использование всей многообразной «палитры» детских деятельностей, куда входят и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.                                                                                                                                                                                                                    В своей работе с детьми разновозрастной группы от 3 до 5 лет я решила остановиться на чудо - конструкторах В.В. Воскобовича – это «Чудо – Соты 1», «Чудо - Крестики 1,2,3», «Чудо - круг», «Двухцветный квадрат» «Прозрачный квадрат». Главной особенностью этих игр является то, что их легко внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычных рамок. Кроме того, детали конструкторов и другие легко сочетаются между собой, что дает простор для творчества детей и педагога. Для того, чтобы заинтересовать детей развивающими конструкторами В.Воскобовича и образовательной деятельностью в целом, необходимо, прежде всего, увлечь ребёнка сказкой, дать ему возможность пережить сопричастность к персонажам. И только после этого, чтоб пережить снова очарование сказки, ребёнок потянется к этим играм и сам начнет создавать свои образы. Любая сказка -  это путь приобщения ребенка к основе социализации начинают формироваться чувство дружбы, товарищества, коллективизма, а так же, более сложные социально-нравственные чувства: чувство любви к Родине, уважения к взрослым, гуманизм по отношению к природе.

Так на пример: «Чудо-Соты 1» заключают в себе базовые объекты и предметы русских сказок: домики, животных, природное окружение. Они просты и понятны даже для детей младшего возраста. В них есть чёткие детали: ушки, глаза, большая голова. «Мыли свои ушки, мыли свои лапки», - говорим мы про зайчиков и выкладываем ушки, лапки и «тапочки». «Чудо-Крестики 2» - из них получаются сказочные персонажи; терема, избушки, дворцы. Сказочные образы легко выложить по образцу, а придуманное сочетание форм даёт возможность создать новых персонажей.

«Чудо-Крестики 1» - это «ловушка» для самых умных. При кажущемся небольшом размере и меньшем количестве элементов, там есть зеркально отражённые детали. Именно они развивают пространственное воображение, заставляют думать, находить единственно правильный выбор и понимать, что не всегда есть заменители; иногда надо искать необходимый и значимый элемент.

«Чудо-Крестики 3». Ломаные, изогнутые детали, мелкие элементы, деталь-звезда служат источником вдохновения для создания всего неожиданного и фантастического. Попросите ребёнка воспроизвести знакомый образ, и он возьмёт знакомые «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1». Предложите неведомый образ, несуществующее животное, инопланетянина, и он выберет «Чудо-Крестики 3». Все конструкторы прекрасно «дружат» между собой, грани их деталей можно совмещать и создавать новые образы.                                                                                                            «Квадрат Воскобовича двухцветный» - эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничение по возрасту. В этой игре воображение детей «притягивает» постоянно меняющаяся плоскость фигуры. Дошкольники зачарованно складывают, изменяют, крутят эти игры. Достаточно дать детям «Квадрат» и они полностью погружаются в мир образов.

Здесь мы включаем воображение и фантазируем вместе с детьми. Придумываем собственную сказку и свои схемы. Моим детишкам очень нравиться играть в игру «Угадай, что получилось». Для этого складываю какую-либо фигуру и попрошу малыша отгадать, что получилось. Если ребенок уже умеет самостоятельно складывать фигуры, то поменяемся ролями, можно сложить знакомые ребенку буквы, цифры или символы. Так мы закрепляем ранее изученный материал.

 «Прозрачный квадрат» - в комплектацию набора включается 30 прозрачных пластинок в форме квадрата. Одна из них целиком синяя, другие пластинки окрашиваются в синий только отдельными частицами квадрата. В наборе предлагается подробное руководство игровыми действиями. Она содержит сказку о необычных нетающих льдинках озера Айс. С помощью этой игры у детей развиваются: мыслительные процессы; логика; навыки конструирования; мелкая моторика. Помимо этого, дети научатся называть и отличать геометрические фигуры.

 Данные «чудо- конструкторы» нацелены на развитие творческого начала и мышления ребёнка. Выполняя разнообразные задания самостоятельно, ребёнок делает много открытий и приучается мыслить творчески, нестандартно, тренируются внимание, память, образное мышление и логика. А ещё, эти игры способствуют развитию пространственных представлений, учат отражать это в речи (справа, слева, между, перед и др. слова), формируются навыки конструирования, математических способностей.                                                                                                          Теперь игры Воскобовича наши главные помощники потому что – позволяют   закрепить цвета, величину, а также развивать у детей навыки моделирования и конструирования, развивают мелкую моторику, координацию глаз – рук. Эти игры я использую систематически, видоизменяя и усложняя задачи. Стараюсь научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Учимся умению задавать умные вопросы и самим искать ответы на них. У детей появляется неограниченная возможность придумывать, фантазировать и творить. Эти игры мы используем как в совместной игровой деятельности с детьми, так и в самостоятельной. Учим детей быть уверенными в себе, в своей талантливости.

Я считаю, что целенаправленная и систематическая работа по играм В. В. Воскобовича, постоянное и постепенное усложнение игр позволит    поддерживать интерес детей к игре, а также поможет добиться положительной динамики и повышения уровня сформированности творческих и интеллектуальных способностей у всех детей.