к каким последствиям может привести смешение понятий "уровень речевого развития" и "уровень речевого недоразвития"

Чулкова Ольга Александровна

К каким отрицательным последствиям может привести смешение понятий "уровень речевого развития" И "уровень речевого недоразвития"?

Представьте ребенок попадает к доктору который не знаком с логопедической терминологией, а логопед написал в заключении 1 уровень речевого недоразвития. По аналогии со степенями инвалидности и степенями прогрессирования болезни доктор может подумать, что это легкая степень недоразвития речи. А это совсем не так!
В первые термин " Уровни развития речи" был введен Р. Е. Левиной при описании речи детей с ОНР.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолёт, самосвал, пароход.
II уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».
Значительно позже, в работах ее ученицы Филичевой Т. Б. Появился термин "уровень недоразвития речи".
#домашкалынской #логоклублынской
Благодарю @mariannalynskaya