Консультация для воспитателей на тему: «Экспериментальная деятельность: развитие поисковой и познавательной мотивации»

Выходец Диана Валентиновна

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей на тему:

 

 

 

 

 «Экспериментальная деятельность: 

развитие поисковой и познавательной мотивации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Выходец Д.В.

 

 

                                                                                                                            «Детское экспериментирование претендует 

на роль ведущей деятельности в период

                                                                                                                                                        дошкольного развития ребенка» Н.Н. Подьяков,                                                                                                                                                                                                                                               1995

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов -  обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.    

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще нагляднодейственное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три  года – практически единственным способом познания мира.

Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребѐнок слышит, видит, осязает окружающее. 

Цели экспериментирования

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); 
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. 
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову)

  1. Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка):направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.
  2. Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым),направлено на решение какойлибо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.

Задачами экспериментальной деятельности дошкольника являются:

1. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:

  • знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
  1. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
  2. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и еѐ изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость) ;
  3. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей; 5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  1. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в еѐ состав песок и глину;
  2. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  3. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Экспериментально- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах:

  • Познавательное занятие или часть занятия;
  • Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);
  • Наблюдение, труд в уголке и на участке;
  • Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);  Развлечения.

Классификация детского экспериментирования

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
  2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
  3. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  4. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
  5. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
  6. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
  7. По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.)
  8. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;
  9. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
  10. По способу применения: демонстрационные, фронтальные;
  11. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
  12. Особенности организации детского экспериментирования в ДОу

*Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

*Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

*Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

*Необходимо учитывать право ребѐнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещѐ не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).

*В работе с детьми нужно стараться не проводить чѐткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

*Необходимо также учитывать возрастные особенности детей

*Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки)

Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  2. Уточнение плана исследования.
  3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
  4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  5. Организация исследования.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Методы и приемы

  1. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
  2. Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
  3. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
  4. Метод            «первой          пробы»           применения   результатов             собственной исследовательской деятельности.
  5. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
  6. Экспериментальные игры.
  7. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
  8. Наблюдение природных явлений.
  9. Использование энциклопедий.

Алгоритм подготовки и проведения познавательно – исследовательской деятельности *Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса. 

* Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это образовательные, развивающие, воспитывающие задачи). 

*Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления. 

*Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки). 

*Выбор и подготовка пособий и оборудования с учѐтом сезонности, возраста детей, изучаемой темы. * Обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

  • Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
  • События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность ( «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
  • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

-Анкетирование родителей

-Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами -Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

-Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

-Открытые мероприятия для родителей.

-Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, минибиблиотечки др.

-Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

-Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

-Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?».