Детская инициатива - деятельность детей по выбору и интересам

Ковалева Екатерина Николаевна

 Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_initsiativa.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Совместная деятельность взрослого с детьми в данном возрасте должна основываться на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. В качестве одного из направлений поддержки детской инициативы выступает  проектная деятельность (проект «Зимние забавы»). Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование (опыты с водой, воздухом). Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования (поручения, дежурство). Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы («огород на подоконнике», труд в природе). Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

 Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Необходимо создавать условия для развития инициативы детей:

  • Развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрасту ребенка;
  • Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
  • В группе должен преобладать демократический стиль общения воспитателей с детьми.
  • Воспитатели и родители должны развивать умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
  • Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимается, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиску.

Существует несколько видов и направлений детской инициативы :

1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;

2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Для поддержки детской самостоятельности взрослым необходимо:

- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;

- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

- обращаться к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов;

- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;

- презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям и педагогам (концерты, выставки и др.)