В математику играем и здоровье укрепляем

Рыбакова Елена Анатольевна

Аннотация:

Одним из важных направлений в работе ДОУ является организация учебно-воспитательного процесса с опорой на здоровьесберегающие технологии. Исходя из многолетней практики установлено, что дети на 40-50% лучше усваивают учебный материал во время занятий физической культурой, чем сидя за столами, так как физические упражнения улучшают работу всех органов и систем - двигательной, нервной, сенсорной и т.д.

В статье предлагается сценарий интегрированного занятия, где дети не только совершенствуют физические качества, но и в увлекательной форме закрепляют элементарные знания по математике.

Ключевые слова: Весёлый счёт; Мозговой штурм: «Кидаем – повторяем»; Зрительное восприятие, внимание.

 

Конспект образовательной деятельности

«Физическое развитие»

(интеграция физической культуры и математики)

Подготовительная группа

 

Тема: «В математику играем и здоровье укрепляем».

 

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе двигательной деятельности

«В математику играем и здоровье укрепляем».

 

Задачи:

-  совершенствовать умения и навыки в основных видах движений: лазание  по гимнастической скамейке на животе;  кувырки;   прыжки, с продвижением вперёд энергично отталкиваясь  и мягко приземляясь с сохранением равновесия;

-  закреплять умения в строевых упражнениях:  перестроение  на месте и во время движения, повороты на месте  (направо, налево, кругом), перестроение в 3 колонны.

-  совершенствовать умение двигаться в заданном направлении;

развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;

- развивать инициативу, самостоятельность, выдержку, организованность и творчество в двигательной деятельности;

- стимулировать детей к проявлению двигательной инициативы: самостоятельно придумывать варианты движений и комбинировать их;

-  создавать условия для доброжелательной атмосферы, эмоционального принятия ситуации развития, способствующей проявлению активности всех детей (в том числе мало активных);

-  создавать условия для закрепления знаний по математике;

- развивать у детей внимание, сообразительность, зрительное восприятие, внимание, слуховую память, быстроту мышления;

- формировать умение детей работать коллективно, договариваться со сверстниками.

ХОД:

Дети входят в спортивный зал, их встречает инструктор по физической культуре

 

И.Ф: Дорогие  ребята. Я рада видеть вас, а ещё рады видеть наши гости, посмотрите, как они вам улыбаются, давайте поздороваемся,  улыбнёмся и мы им. Вот замечательно! Ребята, хочу сказать вам по секрету, что уважаемые наши гости пришли  не просто так, а пришли они  посмотреть как вы, занимаясь физкультурой, можете закреплять и повторять  математические знания. А можно или нет?  Вот и я говорю, можно! А они не верят! Докажем?

И.Ф.: Ребята! Уже в этом году вы пойдете в школу, а какие оценки вы хотели бы получать? (5)

Сегодня в гости к вам я пригласила цифру 5, но вот удивительная история, мне  утром кто – то позвонил и сообщил, что наша цифра 5 не придёт к нам в гости, толи она потерялась, толи сломалась, так плохо было слышно, вот беда,  ведь без нее нельзя научиться правильно, считать, и, тем более получать «отлично» в школе. 

Давайте вспомним, где находилась 5 в числовом ряду. Для этого я предлагаю вам построить числовой ряд (дети выкладывают числа на столе, замечают, что цифры 5 нет) Уточните, между какими цифрами находились пятерка. Почему вы так думаете? Докажите (число5 больше 4 на 1, но меньше 6 на 1). Молодцы!

И.Ф.:   Что нам делать?

Ребята путь наш будет нелёгким, ждут вас испытания,  сложные задания.  Справитесь? А за каждое выполненное задание  вы  будете получать по волшебной палочке.

Но сначала нам необходимо размяться.

И.Ф.:   Итак, мы начинаем,  давайте дружно скажем наш девиз:

 «Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать!»

И.Ф.: Внимание,  слушай мои команды:  В одну  шеренгу становись!   (Проверка осанки).  Равняйсь! Смирно!  По порядку номеров  рассчитайсь!  (дети считают). Молодцы! Направо, налево, кругом и т.д.

На 1-2 рассчитайсь! Вторые номера - шаг вперед! Обе шеренги - направо! По залу шагом марш.

 Сейчас внимание, называю число 1 - ходьба в колонне по одному, число 2 — ходьба в колонне по двое.

Ходьба и ее разновидности:

- На носках, руки вверху в замке.

- На пятках, руки за спиной.

- «Колено – локоть»

- На внешних сводах, руки на поясе.

Бег  с заданиями по карточкам.

- Змейкой.

- По диагонали.

- По кругу.

- Короткая сторона зала — бег с захлестом, длинная сторона - обычный бег. 

Переход на спокойную ходьбу, упражнение на дыхание.

И.Ф.:   За Тимуром  в 3 колонны  шагом марш. (Перестроение в 3 колонны через центр).

И.Ф.:  Молодцы! Вы отлично справились с заданиями в первой части нашего  занятия. Поэтому получаете первую палочку  (кладу на стол).

Основная часть:

И.Ф.: Продолжим испытание.

Послушайте дальше задания.

«Добрый день» - мы цифрам скажем.

Упражненья им покажем.

                                                             Общеразвивающие упражнения

Математическая разминка.  Показываю цифру, вы предлагаете упражнение на неё похожее.

Итак . 0 и т.д.

1. « Круглый ноль»

  И.п. ноги на ширине ступни, руки опущены в низ. 1- вытянуть руки в стороны. 2- поднять  вверх, соединить пальцы рук, сделав полукруг над головой. 3- вытянуть руки в стороны.4-  И.п.  (6раз)

2. «Один» «Вот один, иль единица, Очень тонкая, как спица»

И.п. О.С. руки вдоль туловища. 1-3 руки вперед вниз, ладони вместе;

2-4 И.п.

3. «Двойка» «А вот это – цифра два. Полюбуйся, какова: Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею».

И.п. Ноги вместе руки на поясе. 1- присесть  руки отвести за спину  2- И.п.                                     

4. «Тройка» «А вот это – посмотри, Выступает цифра три. Тройка – третий из значков – Состоит из двух крючков».

 И.п. ноги на Ширине плеч, руки на поясе; 1-3 наклон туловища вправо (влево); 2-4

5. «Четыре» Цифра четыре  похожа на стул, который я перевернул!

  И.п. Ноги на ширине ступни руки на поясе. 1- поднять вверх левую согнутую ногу в колене и хлопнуть в ладоши под коленом. 2- И.п. 3-4 тоже самое поднимая правую ногу.

6. «Шесть» «Цифра шесть – дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек». И.п. Ноги на ш.п. Руки за голову. 1-3 наклон вперед руками касаться пола, носков ног; 4 И.П.

 7. «Семь» Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога». И.п.  Ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1-3 наклон в сторону, рука над головой; 2-4 И.п.

8. Внимание!  Прыжки на правой ноге выполнить на один меньше чем эта цифра (10); Прыжки на левой ноге выполнить на один больше чем эта цифра (8).

 Хорошо выполнили упражнения вот вам  2 я палочка.

И.Ф.За направляющим в одну колонну шагом марш.

Основные виды движений

Чтобы получить ещё волшебные палочки нужно пройти полосу препятствий и выполнить на ней следующие упражнения, кувырки, упражнение «Рыбка», прыжки  через  верёвку - змейку. Какое оборудование нам необходимо и как его нужно расставить, (Даниил, Егор кладут маты для кувырков, Тимур, Илья ставят  скамейку для упражнения «Рыбка»,  девочки  готовят оборудование для прыжков  Дети, а как можно положить верёвку,  что бы  прыгая вперёд  выполнить подряд  5 прыжков (змейкой). Как вы думаете, для чего я рядом со спортивным оборудованием положила карточки с цифрами? (нужно выполнить столько раз упражнение, какая цифра лежит рядом с данным оборудованием)

 

 И.Ф. Молодцы ребята,  вы  качественно выполнили упражнения, все  очень старались. А сколько  упражнений вы только что выполнили, значит, сколько палочек вы получаете? Вот вам 3 палочки.

Дети вы не забыли, что нам нужно сделать? (Цифру 5 найти.)  Зачем? (выложить  правильно  числовой ряд  и  чтобы в школе получать 5- ки).

 

Но занятие уже заканчивается, а мы её не нашли или я ошибаюсь? 

Как вы думаете,  может наши  палочки  смогут нам помочь? Каким образом? (Из получивших палочек можно выложить цифру 5).    А числовой ряд сейчас можно правильно  выложить? (Детям раздать  карточки с цифрами.  По очереди выкладывают свою цифру). Перед 5 - кой цифра …, после цифра …

 

А теперь мы все встаём. И сейчас играть начнём.  

 

1. Игра высокой подвижности:

 «Перебрось мяч»   (площадка поделена пополам, дети по сигналу перебрасывают мячи, по сигналу заканчивают. Считают у кого меньше, та команда и выиграла.)

 

2. Игра средней подвижности:

«Весёлый счёт»

Цифры бегали, играли и места все растеряли 1,2,3,4,5 - будем весело считать и места им всем  искать. (Раздать карточки с цифрами от 0 до 8  + дополн.1,2,3). По окончанию  музыки  найти себе пару, получив при этом   названную цифру 5, 6, 7  вычитанием или сложением).

Не  устали? Тогда ещё играем!  :

 

3. Игра низкой подвижности:

 Мозговой штурм: «Кидаем – повторяем» (дети  в кругу)    Каждому по очереди бросаю мяч и задаю вопрос, тот, кому бросила, должен не только правильно  ответить, но и после ответа, бросить обратно  мяч таким же способом.

Молодцы, ребята, ответили на все вопросы,  а главное правильно бросали мяч.

Рефлексия.

Ребята, а вы заметили, что сегодня вы не только занимались физкультурой, но и что ещё делали? (повторяли математику! А где именно? Мы с вами доказали нашим гостям..?)

1. Что вам понравилось на данном занятии?

2. Какое задание показалось особенно интересным?

3. А какое задание показалось самым трудным?

 

Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались,  вы старались и справились. А главное  догадались,  как найти цифру 5!  

Если вам понравилось наше занятие, похлопайте, а если нет, то потопайте.

А сейчас попрощайтесь с гостями. На право! В обход по залу – шагом марш! (дети выходят из зала под музыку).