«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ СИНКВЕЙН В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОНР»

Платонова Елена Николаевна

«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ СИНКВЕЙН

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОНР»

  Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками.

Дети с ОНР испытывают трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном объеме, испытывают трудности  в звукопроизношении, не различают звуки на слух. Для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. Сегодняшний день отличается  активным ростом новых развивающих технологий,  многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс.

 Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейн. Применение методики синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР способствует успешной коррекции  речи в целом при соблюдении системности  работы.

 Применяя данную методику, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче,  ярче,  дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, что является особенно важным для детей с ОНР. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения, совершенствования словаря по лексическим  темам.  Метод синквейн, можно включать в коррекционно-развивающую  работу  с детьми логопедической группы не нарушая структуры занятия. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота  построения  синквейна  позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», готовим детей для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» - накапливаем материал для распространения предложения определениями.  Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.  Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия. Работа строится по определенной схеме:

- называние слов-предметов живых;

- называние слов-предметов неживых;

- постановка вопросов к каждому слову: Кто это? Что это? Какой? Какая? Какое? Что делает? Что делал (а)?;

- добиваться от детей нескольких ответов (ветер - дует, воет, завывает, скрипит, свистит и др.);

- называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (круглый, оранжевый, сочный, сладкий, спелый, витаминный  – апельсин);

- нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце,  яркое, светит).

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке, то педагог  может спросить, как назвать его по-другому.  Воспитатель требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Дети учатся составлять по картинкам простые предложения разной структуры.

Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейн - сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и оценка явлений и событий, выражены свои позиция,  взгляд на то  или иное событие, предмет. В старшей группе детям предлагается схема составления снквейн:

  • 1 строчка (Кто? Что?)  - существительное  - одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя);
  • 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
  • 3 строчка (Что делает?)  – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;
  • 4 строчка  – четыре слова  – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть;
  • 5 строчка  – одно слово (существительное) или словосочетание  – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Работа по созданию синквейн ведется на занятиях с воспитателем,  с родителями в домашних условиях. Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:

  • «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце).
  • «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); вечер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).
  • «Что чем делают?»  - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
  • «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.д.

Родителям предлагается написать «Сочинения»  на тему недели, что находит свое отражение в  комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети  логопедической группы, служат темами синквейн. Они могут быть посвящены  человеку, явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам. Работы детей (синквейн) оформляются в альбоме, совместно с родителями.

«Синквейн» является одним из эффективных методов развития речевой деятельности ребенка.  Органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

 

Литература:

1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

2. Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»

3. Терентьева Н.А.  Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

4. Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.