Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.

Маммаева Зоя Ишхановна

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но  за это время ребёнок приобретает больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования учёных всего мира. Мы знаем, что потенциальные психофизиологические  возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки. Многие  выдающиеся шахматисты   познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте.

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет на развитие личности как и на процесс обучения, повышение продуктивности его мышления.

Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются на плоскости. Эти проблемы можно легко решить с помощью обучения детей игры в шахматы. Во многих странах мира через игру в шахматы  формируют  развитие интеллекта у детей.

Шахматы – это уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармонического развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы  искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль. Шахматы – это творчество, сочетающееся со строгими  правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки. Шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Шахматная игра – это одна из немногих игра, которая увлекает в равной степени и детей и взрослых.

На шахматной доске сражаются два войска- белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний.

Вначале изучаю правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных турнирах. Совершенствованию в шахматах нет предела. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Игра в шахматы захватывает сразу несколько  образовательных областей:

ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости. Развивается изобретательность и логическое мышление.

ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ: - вырабатывает целеустремлённость, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность. Ребёнок становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

ЭСТЕТИЧЕСКУЮ: - обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

ФИЗИЧЕСКУЮ: - побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

КОРРЕКЦИОННУЮ: - помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

 

Литература:

1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

3. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000