Постановка и автоматизация звука "Р" в домашних условиях

Жилинская Анна Сергеевна

Во-первых, необходимо выяснить насколько хорошо развит у малыша фонематический слух, а именно различает ли он этот звук в словах. Сделать это просто. Поиграйте с ребенком в игру «Поймай звук». Так вы называете различные слова, а ребенок должен услышать и «поймать», хлопнув в ладоши, слова в которых есть твердый звук «р». Если ребенок не справляется или плохо справляется с этой задачей, поупражняйтесь с ним в развитии фонематического слуха, можно поиграть в игры на развитие фонематического слуха.  Это очень важно. Состояние фонематического слуха влияет не только на постановку отдельных звуков, но и на дальнейшее обучение ребенка в школе.

Следующим шагом будет диагностика органов артикуляции ребенка. Проверьте, достаточно ли подвижны у ребенка язычок, губы, нижняя челюсть. Попросите малыша достать кончиком языка уголки губ, дотянуться до носа, сделать «блинчик», положив широкий язык на нижнюю губу; вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбке. Если ребенку с трудом даются эти упражнения, позанимайтесь с ним артикуляционной гимнастикой.

Для формирования правильного произношения не менее важна и дыхательная гимнастика, а проводить ее можно ежедневно в форме игры. 

Далее, выполняя с ребенком артикуляционную гимнастику, особое внимание уделите упражнениям для постановки звука «р»:

 Лошадка скачет— цокать языком, сначала, присосав язычок к нёбу, резко оторвать его, получится цокающий звук.

Лошадка фыркает- набрать в легкие воздух, с силой выдувать его, так чтобы губы вибрировали

Комарик-открыть рот, губы растянуть в улыбке, поднять язычок за верхние зубы и произнести протяжно «зззз»

Барабан — улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язычок упирается в верхние зубы, рот открыт.