Беспроигрышные игровые модели. Что делать тем, кто понимает: ему играть с детьми сложно?

Андреева Ольга Михайловна

Секрет успеха прост — нужно всего лишь уметь играть, при­чем увлеченно, не «понарош­ку», и так же самозабвенно, как это де­лают дети. Но кто из нас, взрослых — педагогов или родителей — умеет это делать? И можно ли этому научиться? Вопросов много, и все они непростые. Наверное, для педагогов, которые при­шли работать в детский сад по призва­нию, такое умение — предпосылка ус­пешной работы с дошкольниками. Спо­собность к ролевой игре, к творческо­му взаимодействию с ребенком подпитывается, очевидно, памятью детства, собственным опытом давно минувших дней. Именно на этот опыт и опирается интересная игровая технология «Театр всевозможного», где дети, педагоги, родители вместе участвуют в самых разнообразных играх-занятиях, праздниках и развлечениях. В «Театре всевозможного» есть несколько различных мо­делей, по которым стро­ятся общие занятия.

Например, модель игры в «День рожде­ния». Какие ассоциации воз­никают у детей при одном только упоминании этого праздника? Конеч­но — радостные, «вкусные». Модель «День рождения» универсальна, по­скольку в игре отмечать этот праздник может и игрушка, и домашнее живот­ное, и сказочный персонаж, и время го­да, и город, и детский садик, и школа. Опыт (даже трехлетнего ребенка) и ло­гика подсказывают, что для игры в «День рождения» необходимо опреде­лить именинника, пригласить гостей, которые принесут подарки, а именин­ник в свою очередь должен позаботить­ся об угощении и развлечениях. Для де­тей младшего и среднего возраста на этом может завершиться. А для стар­ших дошкольников и младших школь­ников можно придумать самые разные приключения, связанные с появлением, например, «незваного гостя» или каки­ми-нибудь непредвиденными обстоя­тельствами.

Такая совместная игра протекает в разных формах (беседах, занятиях, за­даниях для родителей, изготовлении коллективной книги и т.д.). Кроме того, эта модель позволяет педагогу напол­нить занятия и различными обучающи­ми моментами: по экологии (среда оби­тания животных, их питание), по мате­матике (составление праздничного ме­ню, сервировка стола), по этикету (пра­вила поведения за столом, в гостях), по развитию речи (приглашение гостей, поз­дравление именинника), по музыкальному воспита­нию (выбор музыкального материала для развлечения, му­зыкальные характеристики пер­сонажей), по изобразительной де­ятельности и ручному труду (изго­товление поздравительных откры­ток, подарков и т.д.).

В этой модели есть много «зацепок» для общения детей и родителей: пого­ворить о рецептах «именинного» пиро­га, о сервировке стола; почитать позд­равительные открытки, которые полу­чали мамы, папы, бабушки и дедушки; просмотреть сборники сказок и вы­брать сюжеты, в которых герои празд­нуют день рождения. Одно из важных достоинств игры в «День рождения» — это «зернышки» нравственности, кото­рые можно сеять буквально в любом варианте. Здесь много ситуаций, тре­бующих заботливого отношения к гос­тям, чуткости и внимательности по отношению к имениннику, для которого готовится подарок и сочиняется поздравление.

Другие модели игры, описанные в книге «Театр всевозможного», также обращены к опыту детей и дают им возможность творческого взаимодей­ствия со взрослыми «на равных». На­пример, можно организовать игру в празднование Нового года. Эта тема также радостна и привлекательна как для детей, так и для взрослых. И здесь есть место для выдумки и фантазии: кто, где и как встречает Новый год? Как наряжена елка у Снежной короле­вы, Красной Шапочки, трех поросят, Буратино, Бабы Яги? Кто кому послал поздравления, какие приготовил по­дарки и сюрпризы?

Игра «Новый год» дает прекрас­ную возможность пофилософствовать, поговорить о самом сокровенном — о мечтах и пожеланиях. О чем мечтают наши дети? Что они желают себе и сво­им близким? Умение мечтать — это то­же способность, и ее нужно воспиты­вать, развивать, используя такую «вол­шебную палочку», как воображение. Пусть дети расскажут о своих мечтах и желаниях, нарисуют их, покажут на картинке.

Взрослые вместе с детьми могут при­думать целый сборник новогодних ска­зок и проиллюстрировать его, разрабо­тать свой собственный сценарий ново­годнего утренника, устроить выставку елочек, которые украшали различные сказочные персонажи (Мальвина, Кот в сапогах, Дюймовочка, Снежная короле­ва и др.). Кстати, эти творчес­кие занятия не так уж и легки, и дети подчас справ­ляются с ними.

Следующая типичная модель — игра в «Путешест­вие». Сюжетов здесь очень много, ведь почти в любой сказке есть путе­шествие. Но для данной модели важна логика самой игры, которая, как пру­жина, раскручивает сюжет в зависимо­сти от выбранного хода. А начинается все с определения цели путешествия: зачем и куда мы отправляемся? Что-то узнать или найти, кому-то помочь, от­дохнуть, повидаться с близкими? Очень важный этап — выбор транс­порта. Это может быть воображаемый, но реально существующий вид транс­порта (включаем «театральные шумы» либо голосом имитируем шум мотора, строим или изображаем то, на чем едем, машину, самолет, поезд, лошад­ку и т.д.). Тут можно погово­рить и о классификации транспорта, и о его особенностях — скорости, вмес­тительности, виде топлива и т.д. Для сказочного путешествия лучше вы­брать волшебный вид транспорта. По­просите детей перечислить виды ска­зочного транспорта. И снова задание для семейного чтения: просмотреть, перечитать волшебные сказки, где пер­сонажи пользуются такими необычны­ми средствами передвижения, как печ­ка, ступа, сапоги, ковер-самолет и т.д.). Устройте викторину, где будут участвовать дети и родители. Тот, кто назовет больше сказочных транспорт­ных средств, получит приз.

Для создания игрового сюжета мо­жет потребоваться изобретение нового вида транспорта, который не существу­ет ни в реальности, ни в сказке. Ему нужно придумать название, изобра­зить, как он будет выглядеть, описать его некоторые технические и эксплуа­тационные особенности: сколько пасса­жиров вмещает, какова скорость пере­мещения, какое топливо потребляет и т.д. Это задание подходит скорее для мальчиков и их пап — вот и еще одна «зацепка» для семейного общения. А какую интересную выставку можно ус­троить на эту тему!

«Путешествие» предполагает самые разнообразные игровые сюжеты. Что нужно взять с собой? Какие могут слу­читься происшествия? Кто может встретиться вам в пути?

Модель «Путешествия» можно пре­вратить в спектакль, тематическое за­нятие или придумать (вместе с воспи­тателями и родителями) различные за­нимательные истории, записать их, на­рисовать иллюстрации и изготовить свою. Какие еще сюжеты могут послужить ос­новой для совместных режиссерских игр?

Безусловно, это сюжеты любимых сказок (для игры лучше выбрать только фрагменты или некоторых персона­жей). Очень оригинальна игра в «Сказку наоборот», где меняется по­следовательность событий, характеры

Для совместной игры можно выбрать уже известное волшебное средство либо придать чудесные свойства любому пред­мету — цветку, звездочке, ручке, мелку, воздушному шарику, ложке, яблоку, кни­ге. Подходящий танец, песенка, подвиж­ная игра или стихотворение поможет ре­бенку «войти в образ». Развитие сюжета героев или мотивы их поступков. Пред­почтение стоит отдать всем известной сказке, где есть определенный стерео­тип действий (например, «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.).

Обыгрывание подобных ситуаций требует быстроты реакции, изобрета­тельности, внимания, и, конечно, твор­ческого воображения и развитой речи, поэтому играть в «Сказки наоборот» можно со старшими дошкольниками, а также школьниками и взрослыми. Сложность не только в обыгрывании сюжета, но и в придумывании оконча­ния сказки, которое может быть самым различным и непредсказуемым.

Еще одна удобная и универсальная мо­дель — «Исполнение желаний». Дан­ный сюжет многократно использовался в народных и волшебных сказках («По щу­чьему велению», «Цветик-семицветик», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.) Всё зависит от взрослого, его задумок и непред­сказуемых реакций детей. В результате может получиться новая сказка, новый спектакль, новая игра.

Игровых моделей мно­го, но дело не в их разно­образии, а в том, на­сколько взрослые суме ют найти в них интерес и пространство для творчест­ва как для себя, так и для де­тей. Ведь главное в любой иг­ре — это удовольствие, ко­торое от нее получаешь. И в этом смысле удовольствие может являться основным критерием подлинности, искренности игры.

 

ИГРЫ НА КУХНЕ

Говорят, есть счастливицы, чьи дети часами могут собирать пира­мидки, кубики и пазлы. Мне же, как и большинству знакомых мам, «не повезло». Хотя наш сын получил полную свободу передвижения по квартире, как только начал ползать, но даже к двум годам он исчезал из поля зрения на пару минут лишь за­тем, чтобы, например, отведать зем­ли из цветочного горшка или дер­нуть за хвост несчастного кота.

И вот тогда-то я призадумалась. С одной стороны, совсем не хотелось по вечерам, после долгожданного детского отбоя посвящать время ка­стрюлям и сковородкам с обедом на завтра, а с другой — днем мои и без того неважные кулинарные способ­ности сильно страдали от непре­рывного перемещения за веселым младенцем из кухни в комнату и об­ратно. Выход подсказал сам винов­ник, заинтересовавшись однажды обыкновенными губками для мытья посуды. На следующий день он по­лучил в подарок две упаковки губок разных размеров и цветов, — так появился наш первый оригиналь­ный, легкий и экономичный конст­руктор. Интересно, что ни набор «Лего» для малышей, ни деревян­ные кубики такого успеха не имели. Поролоновые башни, дома и дорож­ки надолго поселились в нашей кух­не.

Летом основы строительного де­ла поднадоели, и мы без сожаления превратили эти же губки в корабли­ки, которые запускали в обыкновен­ном тазу. По своему опыту я знаю, что игры с водой надолго заворажи­вают и занимают внимание боль­шинства детей. Правда, многие ма­мы к союзу ребенок-вода относятся с опасением. Что верно, то верно — после таких игр наша кухня напо­минала небольшое озеро, но... пара пустых тазиков, пара губок (лучше разного размера), и — кто быстрее и больше соберет воды?

Посмотрев глазами малыша на свое домохозяйство, я обнаружила еще немало предметов, способных занять энергичного младенца боль­ше чем на пару минут. Это и сырые макароны, — теперь в нашем ку­хонном шкафу всегда есть запас разных форм, размеров и даже цве­тов. Из них можно складывать на столе или листе бумаги причудли­вые узоры, попутно изучая те же формы и цвета. И пересыпание су­хого горошка или гречки, просеива­ние манки через настоящее сито — после таких упражнений, конечно, приходится производить неболь­шую уборку, но ведь для много­опытной мамы это пустяки в срав­нении с возможностью спокойно на­слаждаться приготовлением обеда!

Вспомните, как мучилась бедная Золушка, перебирая крупу. Но вы ведь не злая мачеха, поэтому пред­ложите ребенку не мешок, а неболь­шое блюдце, на котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите по­мочь вам их перебрать. Это не толь­ко игра, но и тренировка для ма­леньких пальчиков.

А еще мы с удовольствием по­свящаем время изучению новых звуков и вкусов, благо на кухне все­гда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать или попробо­вать.

Можно вместе посмотреть и по­слушать, как льется или капает во­да из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане или чашке с водой, как громко пересы­пается в стеклянный стакан горо­шек и тихо — манка. Потом попро­сите ребенка отвернуться и предло­жите на слух определить, что вы сейчас делаете.

Но особой любовью пользуется облагороженный вариант знакомой с детства шутки «закрой глаза — открой рот». Пусть малыш с закры­тыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили, — это мо­жет быть кусочек яблока или бана­на, огурца, лимона и даже чеснока. В нашей семье даже нелюбимые овощи в качестве тестируемых об­разцов проходят на «ура». Можно поменяться ролями, и уж если вы «ошибетесь», — бурный восторг га­рантирован!

Большинство мам сейчас слиш­ком заняты, для того чтобы «заводить пироги», но готовым слоеным тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка, — можно просто слепить какие-нибудь фигурки, как из пластилина, а можно из раска­танного теста при помощи обычных формочек для песка вырезать что-нибудь интересное, посыпать саха­ром и запечь. А вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?! У вас детский праздник, вы как все­гда ничего не успеваете, а развесе­лая компания тем временем с виз­гом носится по квартире и крушит игрушки? Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса — и вот она, долго­жданная тишина, а «умелые руч­ки», вооружившись теми же фор­мочками небольшого размера, со­здают необыкновенные бутерброды. Украсить их каждый маленький гость может по своему вкусу разно­цветными овощами, капельками майонеза или кетчупа.

Вариантов множество, и это лишь небольшая часть «кухонных радостей», при помощи которых можно «обезвредить», а заодно и развлечь маленьких озорников на время приготовления обеда. Главное вовремя вспомнить о том, что те обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для подрастающего человека могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всем его многообразии!

 

 

 

 

Комментарии

Малышева Оксана Вилутовна

Спасибо большое за статью. К сожаление в наше время родители очень мало времени уделяют играм с детьми. Мне кажется играют дети только с нами -воспитателями в саду. Беседую с родителями, прошу их уделить играм с детьми дома время, хотя бы в выходные дни.

Веселова Екатерина Сергеевна

Спасибо за информацию. Но, сейчас и воспитатели не организовывают игры с детьми, если только подвижные и то не всегда, игры путешествия, в основном, являются формой отрытых занятий... Печально, конечно, поэтому ваша информация должна очень актуальна на сегодняшний день.