Консультация для воспитателей «Знакомим детей с ПДД через дидактические игры»

Гайдук Ирина Владимировна

В настоящее время-жизненно важно и необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения. Не секрет, что лучшего приема, как игра, ещё не придумали для усвоения ребёнком любой информации. В ходе игры дети быстрее запоминают правила. Они учатся правильно применять их. Особенный интерес у детей вызываю такие игры, где дети могут размышлять и выстраивать своё поведение в зависимости от той или иной ситуации.

Дидактическая игра №1 «Научим Буратино ПДД».

Дидактические задачи :

• Закрепить правилах дорожного движения.

• Систематизировать у детей знания по безопасному поведению на дорогах.

• Воспитывать уважение к ПДД, желание соблюдать правила.

• Развивать умение слушать друг друга, правильно формулировать свои мысли.

Игровые правила: Доступно и четко объяснять правила дорожного движения, не перебивать товарища.

Игровые действия: Объяснение Буратино правил дорожного движения, решение проблемных ситуаций, умение договариваться.

Ход игры: 

Воспитатель рассказывает детям о Буратино – мальчике, который не хочет учиться, как вести себя на улице правильно, и поэтому часто попадает в различные опасные ситуации.

Воспитатель: «Скоро Буратино пойдет в школу, и если он не усвоит правил дорожного движения, будет ежедневно попадать в неприятные истории, пропускать уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?» Дети предлагают помочь Буратино выучить ПДД.

  Буратино: «Сегодня с утра был солнечный денёк и я решил не сидеть дома, а пойти во двор и поиграть с товарищами в мяч. Но там никого не было. Тогда я пошел на улицу, вдруг мяч выскочил из моих рук и укатился на дорогу. Я хотел его только подобрать, но меня начали все ругать. Я ведь ничего плохого никому не сделал…»

Воспитателем с детьми разбирается дорожная ситуация. Дети объясняют Буратино в чем была его ошибка.

«Тут я увидел своих друзей и захотел перейти через дорогу, но машины стали сигналить, а водители кричать на меня. Что я опять сделал не так?»

Дети объясняют правила перехода через дорогу.

«Мне перехотелось играть с ребятами и я решил поехать в театр. Сел в нужный автобус и поехал. За окнами было столько машин, и я решил их рассмотреть повнимательнее. Тогда я встал на сиденье и высунул голову в окно. Что тут началось! Пассажиры стали ругаться и посадили меня рядом с водителем. Что за день!».

Дети объясняют Буратино правила поведения в общественном транспорте. Дети решают другие примеры по ПДД, которые им предлагает воспитатель. В конце игры Буратино благодарит ребят за помощь и обещает никогда не нарушать правила дорожного движения. Воспитатель и дети провожают Буратино и предлагают не стесняться и обращаться к ним за помощью. А они всегда будут рады ему помочь. Педагог с детьми подводят итоги игры.

Дидактическая игра №2 «Что будет, если…».

Дидактические задачи :

• Выяснить, для чего нужно всем выполнять правила дорожного движения и водителям, и пешеходам.

• Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

• Развивать логическое мышление.

Игровые правила: Слушать, отвечать и друг другу не мешать. Если знаешь правильный ответ – не молчать, а стараться дополнять.

Игровые действия: Внимательно слушать вопрос воспитателя и давать точный ответ.

Ход игры: 

Педагог читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы…»

Идет по улице один довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет: «На светофоре красный свет.

Для пешехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти!»

«Мне наплевать на красный свет!»

- промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет не там, где надпись “Переход”,

Бросая грубо на ходу: «Где захочу, там перейду!»

Шофёр глядит во все глаза: разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза – разиню пощади.

А вдруг бы заявил шофёр:

 «Мне наплевать на светофор!»

 И как попало, ездить стал.

Ушёл бы постовой с поста.

Трамвай бы ехал, как хотел.

Ходил бы каждый, как умел.

Да… там, где улица была, где ты ходить привык.

Невероятные дела произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай: машины прямо на трамвай.

Трамвай наехал на машину, машина врезалась в витрину…

Но нет: стоит на мостовой регулировщик – постовой.

Висит трёхглазый светофор и знает правила шофёр.

Воспитатель: Я предлагаю вам подумать и сказать, для чего нужны правила и почему их важно соблюдать?  (Ответ детей)

Воспитатель: Теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если…?» Я - задаю вопросы, а вы - отвечаете. Только нужно отвечать по очереди, по одному. Не допустимо перебивать друг друга. Ответы дополнять можно. Итак, я начинаю. «Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им захочется?»

Дети: Машина не успеет затормозить, и наедет на пешехода.

Воспитатель : Что будет, если на дороге не будет ни одного  дорожного знака?

Дети: Будут аварии. Потому, что водитель не сможет справиться с управлением.

Воспитатель : Что будет, если водитель забыл сигналы светофора?

Дети: ДТП. Водитель столкнётся с встречными машинами или наедет на пешехода.

 Воспитатель : Теперь девочки придумывают ситуацию «Что будет, если…» а мальчики дают правильный ответ. Затем меняются местами.

(Дети по одному задают вопросы, другие – находят ответы) .

В конце игры воспитатель подводит итог: «Я надеюсь теперь вы все усвоили для чего нужны правила, и почему так важно их соблюдать. Помните крепко, что будет если водитель или пешеход нарушит ПДД».

Правила запомни, в тайне не держи.

Всем друзьям, знакомым знаешь – расскажи!