Деятельность психолога с детьми

 Юлия Викторовна Кузьмичева

Детская психология занимается, прежде всего, изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога – обеспечить это нормальное развитие, помочь в создании необходимых для него условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_psihologa_s_detmi.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность психолога с детьми

Детская психология занимается, прежде всего, изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога – обеспечить это нормальное развитие, помочь в создании необходимых для него условий.

Основной целью психологической службы дошкольного учреждения является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства, В соответствии с поставленной целью детский психолог выполняет следующие задачи: помогает создать условия для реализации в работе с детьми возможности развития каждого возраста, при необходимости развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста привлекают интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. Психолог способствует созданию благоприятного для развития ребенка климата в детском саду, а также при необходимости оказывает своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Функции психолога в детском саду можно условно подразделить на два больших раздела. Первый из них – участие в осуществлении воспитательного процесса в целом, его психологизация. Второй раздел – индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, содействие развитию их индивидуально-психологических особенностей.

К первому разделу относится психологическое просвещение персонала детского сада и родителей.

Второй раздел значительно более трудоемок и многообразен. Он требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада. Определение особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой. Выявление уровня развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе рекомендаций по развитию и воспитанию.  Выработки рекомендаций для воспитателей и родителей, а в отдельных случаях – и разработки приемов развивающей (коррекционной) работы с детьми.

Следует, однако, отметить, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующему специалисту – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду, или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям. Проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дают богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослого.

Конечно, прежде всего, внимание к себе привлекают дети, имеющие особенности поведения социально-коммуникативного характера – агрессивные, недисциплинированные.

Но есть дети, которые отличаются личностным неблагополучием – малообщительные, неуверенные в себе, дети с заниженной самооценкой.

Меры по преодолению их неблагополучия психолог и воспитатель вырабатывают совместно в каждом конкретном случае. При этом психолог старается выяснить причину возникшего не благополучия с помощью наблюдений за ребенком, проведения диагностических мероприятий.

Психолог не имеет возможности в силу распорядка дня пребывания детей в детском саду и своего графика работы охватить диагностико-коррекционной работой всех детей дошкольного учреждения. Выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Организация адаптации детей к детскому саду

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье, и адаптация, привыкание к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно.

Это отпугивает многих родителей и наводит их на размышления о целесообразности устройства своего малыша в детский сад.

Прием новых детей в группу связан с определенными трудностями и для воспитателей. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании, ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Иногда процесс привыкания осложняется сильной эмоциональной привязанностью ребенка к матери, так как за все время своей жизни он или мало общался или совсем не общался с людьми вне семьи.

Для того чтобы адаптация проходила с бОльшим комфортом, и ребенок быстрее привык к новым условиям психолог помогает организовать прием новичков. Для этого с детьми  проводятся игры, которые помогают сохранить хорошее настроение, настраивают на позитивную волну общения. Помогают ребенку увидеть в воспитателе и других сотрудниках детского сада друзей. Самое главное заключается в создании атмосферы радости, заботы и внимания, чтобы ребенок почувствовал чуткость и доброжелательность воспитателя и сверстников.

Также необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий между родителями и воспитателями. В первую очередь это максимальное приближение домашнего режима к детсадовому. Насколько ребенок самостоятелен и владеет  навыками самообслуживания (может сам одеть или снять одежду, что-то попросить или сказать о дискомфорте), настолько легче пройдет его  адаптация.

Определение готовности старших дошкольников к обучению в школе

Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе – одна из важных задач дошкольного воспитания. Однако эта задача не является единственной, так как основное при всех обстоятельствах – обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.

От дошкольников нельзя требовать наличия в уже готовом виде «школьных» психологических качеств. Речь может идти лишь о некоторых их предпосылках.

В начале учебного года педагогом-психологом проводится диагностическое обследование детей на предмет готовности к учебной деятельности. На основании этого обследования может быть определена группа детей, с которыми в течение учебного года могут быть проведены (с согласия родителей/законных представителей) специально организованные развивающие занятия. На которых дети получат представление об учебной деятельности, смогут освоить необходимые для школьного обучения коммуникативные и поведенческие навыки, привыкнут к роли ученика, смогут развить познавательные процессы и моторику.

Диагностика проводится с помощью разработанных специалистами тестов и диагностик, в соответствии с возрастом детей.


Источник: Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении: Руководство для практического психолога. - М., МП «Новая школа», 1993.