Современные взгляды на структуру стертой дизартрии.

Егорова Ольга Андреевна
Последовательное формирование двигательной функции – ведущий показатель нормального физического и нервно-психического онтогенеза ребенка. Движения человека, формирующиеся в результате онтогенеза отделов головного мозга (ГМ), также демонстрируют стимулирующее воздействие на физиологические процессы, реализуемые в нервной системе (НС) - все это содействует последующему двигательному, психическому и речевому онтогенезу.
Рассматривая детскую психику, ученые подчеркивают важное значение в активизациивоздействия функций рук на функциональное и анатомическое развитие ЦНС ребенка: непосредственное сходство и связь отделов мозга, ответственных за речь и моторику, что обеспечивает осуществление стимуляции речи с помощью движений [8].
Расстройства иннервации мышц и кожи руки и артикуляционного аппарата, а в результате данного сложности проведения нервного импульса к ГМ производят тормозящее воздействие на зоны, которые отвечают за осуществление двигательного акта. Дефицит или истощение импульса не дают во всей полноте составить и скомплектовать требующийся кинестетический и кинетический двигательный образ, что демонстрирует замедляющее воздействие на психический онтогенез детей со стертой дизартрией.
На данный момент преимущественно встречающимся расстройством у детей - считается стертая дизартрия. В научной публицистике описано полная характеристика ребенка со стертой дизартрией. Стертая дизартрия – речевое нарушение, которое отражается в патологиях фонетического и просодического составляющих речевой функциональной системы и образующаяся в результате невыраженного микроорганического поражения ГМ [19]. 
К этиологии стертой дизартрии относят: травмы: головы, родовые, полученные во время неблагополучного протекания беременности; заболевания: инфекционные, сосудистые, наследственные; интоксикацию организма; опухоли; детский церебральный паралич. В настоящее время логопедия дифференцирует признаки стертой дизартрии на три группы: общая моторика, мелкая моторика и артикуляционный аппарат. 
Первая группа содержит в себе такие симптомы, как повышенная утомляемость, низкая активность и ограничение активных движений. Детям трудно устоять на одной ноге, у них возникают трудности с простыми заданиями на уроках физкультуры.
Вторая группа содержит в себе такие симптомы, как появление трудностей в освоении способностей самообслуживания. Дети не способны рисовать, работать с ручными поделками. Так же у таких детей отмечаются сложности с определением объекта в пространстве. Несбалансированность мелкой моторики не дает детям осуществить простые задания [3]. 
Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская акцентируют четыре группы детей со стертой дизартрией. У ребенка первой группы проявляются такие признаки: погрешность моторных функций артикуляционного аппарата, т.е. избирательная слабость, паретичность отдельных мышц языка. Несимметричная иннервация языка выражается в слабости движений одной половины языка, из – за чего обнаруживается боковое выговаривание свистящих звуков, аффрикативных звуков, переднеязычных, заднеязычных и гласных звуков. При ассиметричной иннервации передних краев языка обнаруживается боковое выговаривание всей группы свистящих, шипящих, звуков. Так же возможны случаи межзубного и бокового выговаривания этих звуков. Е Ф. Собатович полагает: основой данного расстройства представляются односторонние парезы подъязычного и лицевого нерва, носящие стертый невыраженный вид. Исследованы пять видов выражения моторных расстройств при стертой дизартрии:
1. Форма Дюпре. При этой форме акцентируют внимание на синкинезии, дистонии и общей неловкости движений.
2. Форма Гамбурга. При этой форме обнаруживается такой феномен, как «двигательный инфантилизм», задержка моторного развития.
3. Экстрапирамидная недостаточность, которая характерна такими симптомами, как: слабость, бедность мимики, жестов, автоматизированных движений.
4. Фронтальная форма двигательной недостаточности. При этой форме обнаруживаются остро демонстрированная подвижность, множество ненужных невменяемых движений.
5. Церебеллярная или мозжечковая недостаточность. Для нее характерно: погрешность движений, патология тонуса, выявленными статическими и координатрными расстройствами[40].
Очень часто у ребенка обнаруживается, что уровень лексико – грамматического строя речи соответствует возрасту ребенка. У ребенка, который входит во вторую группу, отмечаются: вялость артикуляционных движений, нечеткость дикции, смазанность речи. Ребенку, который находится в такой группе трудно произносить звуки, которым важно мышечное напряжение. Общее речевое развитие ребенка по большей части совпадает с нормами возраста. В частности обнаруживаются неврологические признаки в виде сглаженности носогубной складки, девиации языка, асимметрии движений языка и повышенном тонусе мышц. Для детей третьей группы характерно: присутствие всех необходимых артикуляторных движений губ и языка, однако при этом выявляются сложности в определении позиции губ и языка по инструкции, по подражанию, при осуществления случайных движений. Такие дети замещают звуки по месту и способу образования, у них обнаруживаются фонематическая несформированность, степень выраженности которой различна. Онтогенез лексико – грамматического строя варьируется от нормы до выраженного ОНР. Неврологические признаки выражаются в форме -  повышенные сухожильные рефлексы с одной стороны, и повышенный или пониженный тонус с одной или двух сторон. Достаточно много авторов предполагают, что у ребенка такой группы выявляется артикуляторная диспраксия. Эту форму множество ученых называют стертой корковой дизартрией. Четвертая группа характерна таким детям, которым свойственна выраженная общая моторная недостаточность с разнообразными симптомами. Скованность, замедленность действий, малоподвижность, ограниченность объёма действий – то, что обнаруживается у такого ребенка. Иногда, в иных ситуациях возможно выявление гиперактивности, беспокойства, большого числа бесполезных движений, также это может наблюдаться в движениях артикуляторных органов. Для таких детей особенностями звукопроизношения будут: замена, пропуск, искажение звука. Неврологические признаки отличаются органическим поражением ЦНС. Фонематический анализ, фонематическое представление и лексико–грамматический строй речи варьируются от нормы до выраженного ОНР. Эту форму возможно характеризовать как стертая смешанная дизартрия [31]. 
Из этого следует, что стертая дизартрия это сложное речевое расстройство, характеризующийся и патологией звукопроизношения, и патологий просодики.